
Ответы участников исследования ЦСП «Платформа» на просьбу продолжить предложение «Вести бизнес в России - это...»
Центр социального проектирования «Платформа»
В июне 2019 года ЦСП «Платформа» совместно со ВЦИОМ сделал исследование восприятия предпринимателями условий для ведения бизнеса в России. Был проведен массовый опрос и серия качественных интервью с представителями бизнеса разного уровня, экспертами и инвесторами.
В ходе обсуждения результатов внимание аудитории привлекла одна интересная деталь. На наш взгляд, в ней хорошо видны определяющие характеристики бизнес-среды. По данным опроса ВЦИОМ большинство (71%) оценивает ситуацию для ведения бизнеса как неблагоприятную. Более половины (51%) настроены пессимистично и ожидают скорее ухудшения. При этом предприниматели не видят для себя иной судьбы и даже хотят, чтобы дети продолжили дело. Один из участников так прокомментировал это: «Если зверь отведал мясо с кровью, травоядным он уже не станет».
Опрос ВЦИОМ: объем выборки – 500 респондентов, выборка построена на основе случайного отбора из базы СПАРК, устанавливались квоты по размеру бизнеса и географии. Интервью ЦСП «Платформа» – 30 интервью с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, 8 интервью с инвесторами и экспертами.
Метафоры, которыми мы живем
В языкознании есть целое направление, в котором обосновывается центральная роль метафоры как направляющей мысли и действия. То, как мы говорим о мире, определяет то, как мы в нем действуем. Современный российский предприниматель, говоря о бизнес-климате, использует понятия войны, борьбы, преодоления.
Среди эпитетов, которые использовали участники, продолжая по нашей просьбе предложение «Вести бизнес в России – это …» преобладают «трудности», «риски», «неопределенность». Позитивные определения практически отсутствуют.
Пара замечаний по содержанию: 1) Предприниматель, находящийся в процедуре банкротства, налоговой проверки или отбивающийся от "рейдерского захвата", едва ли будет отвечать на вопросы социологов. Т.е. результаты по факту смещены в позитивную сторону и отражают мнение "выживших" - тех, кто не закрыл и не потерял свой бизнес, а также не уехал из страны. 2) По поводу будущего для детей и "повторения выбранного пути" - да, эти цифры отражают определенные ценностные установки респондентов, но стоят ясно понимать, кто эти люди. Если выборка ВЦИОМ сформирована по базе СПАРК как случайная, то 97% респондентов - это представители малого бизнеса, из которых 2/3 приходится на торговлю и сферу услуг. Причем большинство этих компаний (и ИП) работает не в Москве. А тогда какие у них есть альтернативы и для себя, и для детей? В чиновники пойти? Так чиновников сейчас сажают не реже, чем предпринимателей. А тут хотя сам на себя работаешь.
Премию за дополнительный и немалый риск этим, безусловно в массе своей достойным (без иронии), людям, платит общество. И поделом. Не можете создать нормальные условия для предпринимательства, устраивает полицейское государство, но хотите иметь при этом блага - платите за них дороже. Это работало даже при совке - фарцовщик рисковал, работяга платил.
И, кстати, силовики всех мастей тоже платят больше, но вряд ли это осознают.