Ответы участников исследования ЦСП «Платформа» на просьбу продолжить предложение «Вести бизнес в России - это...»

Ответы участников исследования ЦСП «Платформа» на просьбу продолжить предложение «Вести бизнес в России - это...»

Центр социального проектирования «Платформа»

В июне 2019 года ЦСП «Платформа» совместно со ВЦИОМ сделал исследование восприятия предпринимателями условий для ведения бизнеса в России. Был проведен массовый опрос и серия качественных интервью с представителями бизнеса разного уровня, экспертами и инвесторами.

В ходе обсуждения результатов внимание аудитории привлекла одна интересная деталь. На наш взгляд, в ней хорошо видны определяющие характеристики бизнес-среды. По данным опроса ВЦИОМ большинство (71%) оценивает ситуацию для ведения бизнеса как неблагоприятную. Более половины (51%) настроены пессимистично и ожидают скорее ухудшения. При этом предприниматели не видят для себя иной судьбы и даже хотят, чтобы дети продолжили дело. Один из участников так прокомментировал это: «Если зверь отведал мясо с кровью, травоядным он уже не станет».

Опрос ВЦИОМ: объем выборки – 500 респондентов, выборка построена на основе случайного отбора из базы СПАРК, устанавливались квоты по размеру бизнеса и географии. Интервью ЦСП «Платформа» – 30 интервью с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, 8 интервью с инвесторами и экспертами.

Метафоры, которыми мы живем

В языкознании есть целое направление, в котором обосновывается центральная роль метафоры как направляющей мысли и действия. То, как мы говорим о мире, определяет то, как мы в нем действуем. Современный российский предприниматель, говоря о бизнес-климате, использует понятия войны, борьбы, преодоления.

Среди эпитетов, которые использовали участники, продолжая по нашей просьбе предложение «Вести бизнес в России – это …» преобладают «трудности», «риски», «неопределенность». Позитивные определения практически отсутствуют.