Крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник». Фото: Минобороны России / youtube.com

Крылатая ракета с ядерным двигателем «Буревестник». Фото: Минобороны России / youtube.com

8 августа на ракетном полигоне ВМФ Ненокса в Архангельской области (побережье Белого моря примерно в 40 км от Северодвинска) при испытании жидкостной двигательной установки произошла авария с радиоактивным выбросом. Согласно официальному сообщению Госкорпорации «Росатом», погибли пять ее сотрудников, трое получили ожоги и ранения различной степени тяжести. «Росатом» дополнительно разъяснил, что люди погибли в результате взрыва на морской платформе после возгорания ракетного топлива, взрывом некоторых сотрудников отбросило в море, их тела, похоже, так и не удалось обнаружить. Министерство обороны сообщило о гибели двух своих специалистов. Взрыв был зафиксирован четырьмя станциями мониторинговой сети Организации по запрещению ядерных испытаний (это не говорит о том, что взрыв был ядерным, просто мощным). Издание Baza сообщило, что пострадавшие в результате инцидента шесть человек получили серьезные дозы радиации и доставлены в Москву в Государственный биофизический Центр имени Бурназяна. Это большая трагедия.

В Северодвинске отмечалось лишь кратковременное повышение фонового уровня радиации. Тем не менее официальной информации относительно того, какие радиоактивные материалы были задействованы в испытаниях и попали в окружающую среду, какие уровни радиации получили пострадавшие и сохраняются ли риски радиоактивного заражения в районе аварии, не сообщается. На следующий день после катастрофы российская сторона вновь подала уведомление о закрытии зоны в районе испытаний для полетов гражданской авиации и судов с 13 по 17 августа, но, вероятно, не с целью проведения новых испытаний, а с целью блокирования вероятных разведывательных миссий самолетов и кораблей стран НАТО.

Что взорвалось

Установить, что именно взорвалось, пока не представляется возможным, но некоторые версии случившегося, появившиеся за рубежом, выглядят правдоподобными. Официальная версия – «трагедия произошла в период работ, связанных с инженерно-техническим сопровождением изотопных источников питания на жидкостной двигательной установке. После завершения испытаний произошло возгорание топлива ракеты с последующей детонацией» – вызывает вопросы.

Что такое «жидкостная двигательная установка»? Есть термин «жидкостной ракетный двигатель» (ЖРД), он работает на жидком ракетном топливе и окислителе. В составе флота есть БРПЛ Р-29РМУ2.1 «Лайнер» с тремя жидкостными ступенями, но она давно принята на вооружение, ее нельзя считать экспериментальной, а изотопные источники питания (это устройства, использующие энергию радиоактивного распада изотопов для нагрева теплоносителя или преобразования в электрическую энергию в течение длительного времени) ей вряд ли нужны. Версии, что взрыв произошел в ходе испытаний новейшей гиперзвуковой противокорабельной ракеты «Циркон» или испытаний двигателя противокорабельной ракеты, уже стоящей на вооружении ВМФ (видимо, речь о ПКР «Оникс»), также выглядят неубедительно. Маловероятно, что на этих ракетах используются какие-то изотопные источники питания. Разрушение такой ракеты в результате взрыва двигателя, использующего жидкое топливо, не может привести к радиоактивному заражению.