Пять лет назад ученые Паси Салберг и Уильям Дойл «обменялись» странами: первый приехал в Штаты в качестве приглашенного профессора в Гарвардский университет, второй отправился для научных исследований в Финляндию по гранту программы Фулбрайта. С собой они привезли свои семьи. И были поражены тем, что им пришлось пережить. О своем опыте они рассказали в книге, отрывок из которой публикует The Wall Street Journal.
В Кембридже (штат Массачусетс) Салберг решил записать сына в дошкольное учреждение. Директор поразил его расспросами о словарном запасе и арифметических способностях 3-летнего мальчика. На недоумение ученого директор ответил, что ему нужно быть уверенным в том, что мальчик сможет справиться с учебной программой и не отстанет от своих сверстников.
Салберг был весьма озадачен этой странной, на его взгляд, концепцией «дошкольной готовности». К культурному шоку добавилась немаленькая цена — $25 тысяч за год муштры. Еще свежи были воспоминания о бесплатной (финансируемой правительством) программе дошкольной подготовки в Финляндии, которая абсолютно не похожа на американскую и многими считается примером для подражания.
Я очень уважаю финнов и их систему образования. Моя жена училась в финском университете, прекрасная инфраструктура, содержательные курсы, отличные преподаватели.
Но, то как в статье показано образование в США сильно противоречит моему опыту.
Мой ребенок ходит в pre-k (4 года) в США в обычной public school, в довольно хорошем, но не самом лучшем районе. И я очень доволен, тем как там все устроено. Гораздо ближе к финской системе, чем к "американской", которая описана в статье. Ребенок проводит в школе 3.5 часа в день. Из этих 3.5 часов: час прогулка, час игры на выбор ребенка (точно есть игры с водой, театр, есть еще всякие пазлы, кубики, ну и куклы/машинки разумеется), 1.5 часа различных занятий, включая рисование и всякий прочий арт, пение и чтение сказок. Оценок нет, и в ближайшее время не будет, не говоря уже о тестах. Со следующего года будет 7 часов в школе, с интересом жду, что будет дальше. Ребенок школу обожает, и не только мой ребенок, соседские дети точно также, хотя они постарше. Мальчик 9 лет расстроился до слез из-за того что начались летние каникулы, и теперь школа будет только через 3 месяца.
Также, очень радует индивидуальный подход. Наша дочка очень стеснительная, и на момент когда мы ее отдавали вообще не говорила по английски. Мы боялись что она может сильно стрессовать, если учителя будут требовать от нее чего-то по-английски, а она не будет понимать. При поступлении нам раздали анкеты в которых спрашивали об индивидуальных особенностях ребенка, мы все там честно описали. Так они ее первые несколько месяцев вообще трогали по минимуму, она просто смотрела что другие дети делают и повторяла. Потом привыкла, начали ее больше вовлекать. В конце года школа выдала нам длинное видео со всякими запоминающимися моментами, видно, что она там чувствует себя совершенно свободно и в безопасности.
Возможно, наша школа отличается от других в США, но не уверен, повторюсь, это обычная public school, с хорошим, но не самым высоким рейтингом.
У меня аналогичное ощущение - что-то эксперт загнул насчёт США. Муштра начинается ближе к сдаче SAT, но вряд ли это сильно отличается от экзаменационного ажиотажа в Финляндии или где бы то ещё.
Учить посредством игры - это лучшее, что может предложить образование. В игре, увлечённый, пытаясь максимизировать свой результат игры, ребёнок приложит максимум усилий, что и поможет понять какие-то важные характеристики предмета.
Думаю, что будущее школьного образования - за разнообразными адаптированными играми.
Интересно, сколько детей в классе? Не в деревне, а в город(к)е.
Если верить ОЭСР, по этому показателю Финляндия в одной группе с Россией (в среднем 20 учеников или меньше), дело очевидно не в размерах классов, а в чём-то другом.
В 2019 году в 1-е классы по 35 человек набрали в СПб.
Не очень понял, причём тут РФ.
OK, тогда просто в среднем 20 учеников или меньше) https://www.oecd-ilibrary.org/education/education-at-a-glance-2012/how-many-students-are-in-each-classroom_eag_highlights-2012-25-en
Успехи финнов в школьном образовании заметны сравнительно недавно, чтобы ждать успехов в виде Нобелевских лауреатов (к тому же нужны научные школы и большие деньги на лаборатории), но достаточно давно, чтобы начать перенимать их опыт.
Однако не сказано о главном. Это высокая заработная плата и свобода учителей, что сделало профессию учителя в Финляндии очень престижной. Конкурс в вузе для желающих стать педагогами очень высокий, поэтому учителями становится лучшие школьники. Магистратура для учителя обязательна. Чиновникам в Финляндии вход в школу для контроля качества образования запрещен, собственно, при высоком уровне подготовки учителей им там делать нечего.
При той позорно низкой зарплате учителей (один день в неделю работаю в школе и знаю сколько получают мои коллеги) и тотальном бюрократическом контроле ждать прорыва в нашем образовании не приходится. Образование деградирует вместе со всей системой. Родители, если они хотят дать детям хорошее образование отдают их в платные школы или тратят большие деньги на репетиторов, но таких немного. Кстати, власть низкое качество образования вполне устраивает. Посмотрите, кто протестовал в Москве - образованные люди. А это власти надо?
Все надписи на фотографии - на английском. Падазрительна...
https://www.weforum.org/agenda/2019/02/how-does-finland-s-top-ranking-education-system-work
И дети на финнов не очень похожи :)
В Финляндии в педуниверситетах очень высокий конкурс, отбирают лучших из лучших. Школьный учитель - очень уважаемая профессия. Меня поразило, насколько хорошо оборудованы школы в удаленных муниципалитетах, даже если школа расположена в старом деревянном здании. По качеству образования сельские школы не уступают крупным городам (ну там 300 тыс населения - это очень крупный город). В стране нет частных школ - в них нет необходимости при такой качественной системе и современной философии образования. Все игры и занятия нацелены на развитие самостоятельного мышления и креативности, социальных навыков и soft skills. Нам есть чему у финнов поучиться, только зачем? Мы лучше религиозное образование с 1-го класса внедрим и будем мир удивлять своей духовностью.
Бесспорно игровая система обучения действительно самая лучшая. О чем известно уже более 50 лет. Но для ее реализации необходимы развивающие игры, а не "стрелялки", которыми заполнен интернет...
Финляндия, Швеция и Норвегия лидеры по ювенальной юстиции.
Изъятию детей из семей.
И есть куча примеров тому.
Лидирует по моему Швеция..
Тролль штоле?
Эти же страны лидируют по числу психопатов на 1000 населения. Любой ребенок, оказавшись в семье психопатов, неизбежно становится психопатом. Это так называемая наведенная психопатия - неизлечимая деформация психики. И наоборот, ребенок от родителей-психопатов в нормальной семье вырастает психически здоровым человеком. Может быть, они просто лучше заботятся о своих детях?
А оставлять детей в семьях алкоголиков и наркоманов лучше? Или в детских домах?
Дети из неблагополучных семей в перечисленных странах передаются в нормальные семьи и в большинсве вырастают нормальными людьми, с точностью до плохой генетики.
несколько лет назад было серьезное опасение, что отказ от письма от руки прописью (в чем Финляндия была пионером) приведет к негативным последствиям. Вроде обошлось. Моторика, ее связь с мозгом и тп. не обязательно только через авторучку?
Когда-то, наверное, отказ от римских чисел тоже вызывал опасения. Тоже вроде бы обошлось.
Статья оставила ощущение небеспристрастности. Особенно этот пассаж: "финские школьники проверяются ежедневно с помощью более точного инструмента – профессиональных педагогов, которым дети, что немаловажно, доверяют." Несмотря на позитивный посыл такая однобокость не оставляет ощущения качественного изучения темы.
Соглашусь с Вами. С тестированием всё очень неоднозначно. В США впервые тестирование ввели в 1960 году в Гарвардском университете, и это стало началом процесса обновления американской элиты. Сегодня в США у власти так называемый образованный класс, в числе которых Гейтс, Джобс, Цукерберг... "яйцеголовые" из Силиконовой долины и т.д.
А много ли гениев современности подарила миру Финляндия?!
Торвальдс может и не гений, но большинство смартфонов работает на ядре Линукс.
И не только смартфонов! Более 20 лет пользуюсь ОС Linux - ни одного заражения вирусами. К тому же система скачивается абсолютно бесплатно(для пользователей)...
Вы сравниваете небольшую Финляндию и большую США. При этом ваш критерий гениальности весьма спорный - это бизнес. Никто из ваших кумиров не был учёным.
Тем не менее, важны не только "гении", но и обычные люди и по финской системе у них тоже есть шансы.
В нашей же системе, весь упор на "звёзд". С начало ты работаешь на зачётку - потом она на тебя...
А также не оставляет такого ощущения соотношение числа нобелевских лауреатов даже с учётом численности населения.... По этому показателю, может, ещё и рановато судить, но вот ощущения....
Кроме численности населения надо иметь в виду, что а) стране всего 100 с небольшим лет и б) после войны с СССР им было, мягко говоря, не до науки. Плюс, финны в среднем не очень амбициозные люди, им не в нобелевских премиях счастье. Но жизнь свою они обустроили невероятно удобно и приятно (и технологично!) - поверьте, у них есть чему поучиться.
Благодаря комментарию Александра Жукова ниже, который сподвигнул таки к подробному изучению вопроса, пункт а) не принимается, ибо 3 из 5 получили ее за довоенное творчество и исследования. Думаю, каждая страна и пытается строить свою систему образования в соответствии с амбициями (отсюда у нас такой олимпиадный раж, ресурсов, правда, под него стало маловато). Америка на свою накинулась, когда Кеннеди уели амбиции СССР в космосе. Что касается удобства и приятности, то, боюсь, тут как раз учеников хреновее нас еще поискать.....
Образование очень консервативный механизм. Например у нас только сегодня начинает завершаться советская педагогическая школа. Кстати российской пока нет от слова совсем.
Если посмотреть на советских гениев науки и техники, то и они вышли из дореволюционного образования. Оно было настолько сильным своими устоями, что сохранило влияние до 70-х годов.
.
А с ноб. лауреатами в Финляндии приемлемо. (население около 6 млн. чел.)
.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BB%D0%B0%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2_%D0%9D%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC