Отдел "Меха" в магазине ЦУМ (Центральный универсальный магазин). Москва ,1948 год. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Отдел "Меха" в магазине ЦУМ (Центральный универсальный магазин). Москва ,1948 год. Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Очередное исследование о российском среднем классе – на сей раз от «РИА Новости», изучившего цифры Росстата, – претендует на то, чтобы вдохнуть немного оптимизма в страну с неуклонно падающим уровнем жизни. Средний класс жив, доказывают нам аналитики государственного агентства. В суровых, но богатых полезными ископаемыми краях – как, например, Ямало-Ненецкий автономный округ, Югра или Чукотка – его представители составляют от трети до половины малочисленного местного населения. Москва и Санкт-Петербург, если верить результатам, не менее чем на четверть состоят из обеспеченных граждан, твердо стоящих на ногах.

Времена сегодня непростые, так что не подумайте – средний класс не шикует. Семьям данной категории, согласно методике исследования, достаточно иметь хотя бы одного работающего, а еще возможность позволить себе покупку автомобиля и квартиры, в том числе, в кредит. При этом после ежемесячных выплат у такой семьи должно остаться не менее двух региональных прожиточных минимумов (что в среднем чуть больше 20 тысяч рублей) на человека для повседневных расходов.

Тема среднего класса всегда была чрезвычайно популярна в России. Национальная стратегия развития, рассчитанная до 2020 года, видела его представителем каждого второго гражданина страны. Цель казалась президенту Путину недостаточно амбициозной: в августе в 2008 года, непосредственно перед российской фазой международного финансового кризиса, он намеревался превратить в средний класс 70% населения.

В обстоятельном исследовании, опубликованном Российской Академией наук в начале 2014 года, перед самым Крымом, к среднему классу причислялись 42% населения в целом и 44% работающих граждан. Это не дотягивало до пожеланий Кремля и, тем не менее, производило впечатление на западных наблюдателей, уверявших россиян, что те просто не знают своего счастья.