Силенд – одно из самых популярных микрогосударств, созданных в новейшей истории. В 1960-е годы его основал британский офицер Рой Бейтс, который вместе с семьей занял заброшенную платформу в Северном море (сооружение неподалеку от британского побережья, где во время Второй мировой войны располагалась зенитная установка), объявил это своим королевством, а себя – монархом. Он обзавелся Конституцией и флагом, выпустил собственные деньги и стал защищать платформу – в том числе с оружием в руках – от всех, кто ему угрожал.
История Силенда широко известна. Она началась с попытки создать пиратскую радиостанцию – там, где не будут мешать британские власти. Платформу уже занимали другие люди, приплывшие туда с такой же целью, но Бейтс вместе с подручными прогнал их, а когда те попытались вновь высадиться на лодках – забросал их бутылками с зажигательной смесью.
За этим последовал конфликт с британскими властями – сын самопровозглашенного монарха Майкл обстрелял с платформы судно с рабочими, проверявшими буй неподалеку (официальная история Силенда гласит, что рабочие оскорбляли «наследного принца» и его сестру, а когда раздались выстрелы, судно спешно скрылось «в облаке черного дыма»). Семью привлекли к суду, но судья, заявив, что «это похоже на эпизод времен Фрэнсиса Дрейка», заключил, что дело вне его юрисдикции, поскольку платформа находится вне территориальных вод Великобритании. Бейтс-старший позднее, бравируя, заявил, что на своей территории может даже санкционировать убийство, потому что «закон там – его дело».
Было и подобие государственного переворота. В 1970-е годы один из ближайших соратников Бейтса, некий Александр Ахенбах, выманил его с платформы, а затем прислал туда на вертолете группу захвата – он собирался занять сооружение, чтобы превратить его в казино. Бейтс, вернувшись на платформу с сыном и несколькими друзьями, отбил ее (они приземлились, спустившись на тросах с вертолета, при этом Майкл, случайно выстрелив из обреза, чуть не снес себе голову). Одного из захватчиков – юриста из Германии Гернота Путца – они взяли в заложники. Позднее, после переговоров с германскими властями, его отпустили в обмен на «штраф» в несколько десятков тысяч долларов.
Затем был скандал с паспортами Силенда – виртуальное гражданство, которым торговали в интернете, стало настолько популярным в криминальной среде, что «королевской семье» пришлось объясняться с ФБР. Среди более поздних эпизодов – попытка создать «убежище» для хранения данных и переговоры с Pirate Bay (основатели торрент-сервиса подумывали о покупке платформы).
Многие видели в Силенде воплощение – пусть и ограниченное – либертарианской мечты, территорию, где нет бюрократии и давления государства. Американский писатель Эрвин Штраус, автор книги «Как создать свою собственную страну», отмечал, что королевство Бейтса «можно назвать самым успешным проектом такого рода». Хотя бунтарство против британской короны имело пределы – Бейтс и его семья сохранили британское подданство, часть времени они проводили на берегу (позднее, один за другим, покинули платформу, оставив там только охранника), Майкл обзавелся собственным рыболовецким бизнесом в Эссексе, а роль монарха, унаследованную от отца, исполнял удаленно.
В то же время, как считает журналист The New York Times Иэн Урбина, автор новой книги «Океан вне закона», Силенд был и коммерческим проектом – по крайней мере, Бейтс и его семья пытались сделать его таковым. Попытки добиться международного признания, полагает британский писатель Томас Ходжкинсон, служили и этой цели – учитывая, что самопровозглашенное королевство продает, к примеру, дворянские титулы, оно должно было как минимум убедить покупателей, что те что-то значат. «Силенд не был попыткой создать утопию, – пишет Урбина. – Он был скорее идеей государства, чем собственно государством. Или, как назвал его один из наблюдателей, чем-то вроде неофициального семейного бизнеса».