Один из крупнейших медиахолдингов страны может осенью сменить владельца. По данным Slon.ru, нынешний хозяин «ПрофМедиа», «Интеррос» Владимира Потанина, заложил 100% своей медиаимперии и, возможно, не станет ее выкупать. Произошло это еще в ноябре 2008 года, когда «Интерросу» пришлось довнести в ВТБ в качестве обеспечения по кредиту другие активы. «Интеррос», как рассказывает источник в ВТБ, взял взаймы еще денег, и вместе с 20% акций «Росбанка» и 18% «Норильского никеля» у ВТБ в обмен на сумму, не превышающую $800 млн, оказался крупный медиаактив. . В «Интерросе», самой «Профмедиа» и пресс-службе ВТБ информацию о залоге официально не подтверждают. Впрочем, член правления «Интерроса» Лариса Зелькова информацию и не опровергла. Максим Лунев, начальник управления общественных связей ВТБ, уточнил, что речь идет о «конфиденциальной информации, если клиент захочет – он сам расскажет». Исполнительный вице-президент «ПрофМедиа» Юлия Соловьева считает, что «история залога – это история наших владельцев, а не «ПрофМедиа». Никто из источников Slon.ru не смог уточнить, какова будет дальнейшая судьба холдинга. Лишь один – из конкурирующей компании, но осведомленный о положении в «ПрофМедиа» – предположил, что выкуплен залог не будет.

ОТДАВАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО
Трудно сказать, стоит ли «ПрофМедиа» таких денег. Но теперь с оценкой активов сложности возникают постоянно. Год назад инвестиционные аналитики оценивали  холдинг в $2 – 2,5 млрд. Финансовый итог за 2008 г. холдинг пока не подвел. Комбинированная выручка «ПрофМедиа» в 2007 года составила около $480 млн, а рентабельность его неизвестна. Но владельцы и не ставили перед холдингом и входящими в него компаниями цель обязательно получать прибыль. В последние предкризисные годы «ПрофМедиа» приобретала активы, запускала новые телеканалы. При этом главной целью было увеличение размеров холдинга. По словам одного из бывших гендиректоров компании B2BMedia, до декабря 2008 года входившей в состав холдинга, перед ним ставилась задача запускать по 2 – 3 журнала в год, при этом сама компания должна была оставаться «планово убыточной» до 2012 года. По итогам скупки активов («с нуля» компания запустила только канал «2x2») под крышей «ПрофМедиа» оказались несколько телеканалов, ИД «Афиша», ВКПМ (радиостанции «Авторадио», «Юмор FM»), Rambler и много чего еще. Способность многих из них приносить прибыль в обозримом будущем вызывает сомнения у конкурентов и экспертов. Rambler уже осенью столкнулся с 30%-ным падением доходов от рекламы, телеканал «2x2» находится еще в стадии стартапа, а MTV эксперты относят к числу наиболее уязвимых на телевидении рекламоносителей. СТРАТЕГИЯ ПАДЕНИЯ Случись кризис годом позже «ПрофМедиа», возможно успела бы выйти, как и планировала, на рынок (IPO планировалось сначала на 2008, потом было перенесено на вторую половину 2009 года). Но, как и многих крупных бизнесменов, скупавших в последние годы компании пачками, кризис застал владельца «ПрофМедиа» на взлете. Осенью 2008 года «Интерросу» срочно потребовались деньги, чтобы внести их в обеспечение ранее взятых кредитов – старый залог обесценился из-за падения фондового рынка. В конце августа – сентябре Владимир Потанин трижды встречался с Дмитрием Медведевым и один раз с Владимиром Путиным. Но бесплатной помощи не получил. Пришлось вносить в ВТБ новый залог. В результате этих операций и получилось, что «ПрофМедиа», скупленная непосильным трудом за огромные деньги, стоит всего около $800 млн. И ВТБ не считает при этом, что ему повезло. Источник в банке затруднился сказать, что ВТБ будет делать с активами, если «Интеррос» их не выкупит.