Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Вот мы и здесь, на краю таблицы Менделеева. Оганесон, элемент под номером 118, находится там, где научные вопросы переплетаются с философскими. Действительно ли этот элемент существует в природе или его можно только создать в лаборатории на долю секунды? Разве «открытие» – правильное слово? Сколько еще элементов появится в таблице Менделеева? Стоит ли вообще тратить время и силы для того, чтобы в ней появился заветный квадратик?

Одно из мест, где можно найти ответы на эти опросы, – Национальная лаборатория имени Лоуренса в Беркли. Там в течение десятилетий огромные ускорители, где сталкивались высокоэнергичные частицы, породили на свет 15 элементов периодической таблицы. Их стали называть сверхтяжелыми, хотя под это определение попадали элементы то после 92 номера, то после 100, то после 103 (в Беркли за исключением одной позиции открыли элементы с 93 по 106 номер).

Университет оставил след в истории. Два сверхтяжелых элемента получили названия лоуренсий и сиборгий в честь Эрнста Лоуренса и Гленна Сиборга, титанов ядерной физики из Беркли. Они работали над созданием университетских ускорителей, которые потом использовали для изучения тяжелых элементов периодической таблицы. Там же были открыты калифорний и берклий. Последним элементом, полученным в Беркли, был сиборгий. Это было в 1974 году.