Дмитрий Медведев выступает на церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе корпорации "Иркут". Фото: Александр Астафьев / РИА Новости

Дмитрий Медведев выступает на церемонии выкатки магистрального самолета МС-21-300 на Иркутском авиационном заводе корпорации "Иркут". Фото: Александр Астафьев / РИА Новости

«У нас во Владивостоке нет McDonald's, а я бы хотел, чтобы он там появился». Легко предположить, что это свежая цитата с проходившего на неделе Восточного экономического форума. Но Игорь Шувалов, то время первый вице-премьер правительства, а ныне глава ВЭБа, произнес ее в 2011 году. Чиновник тогда посетовал: при огромных вливаниях федерального бюджета в развитие региона «такой детали, которая свидетельствует о цивилизованном рынке, нет». То есть не было McDonald's. Что ж, мечта Шувалова сбывается – на зависть мэрам других российских городов, которым повезло меньше. В Приморском крае появится несколько ресторанов сети, сообщает сайт мэрии Владивостока. А еще король фастфуда договорился со Сбербанком открывать совместные точки обслуживания, строя сотрудничество «вокруг цифровой трансформации, искусственного интеллекта и больших данных». В общем, надо признать, McDonald’s довольно далеко продвинулся в завоевании российского рынка.

Много ли найдется стран, где власти награждают сотрудников компании почетными грамотами за вклад в развитие общественного питания (а заодно прописывают в контракте 1 рубль в качестве ставки годовой аренды занимаемых сетью городских помещений, как это было в Москве)? Где еще фото федерального чиновника, поедающего «Биг мак», используется в рекламе фастфуда, а сама американская корпорация превозносится как лидер в импортозамещении («McDonald‘s в России занимает ведущие позиции на глобальном уровне, закупая 98% продукции у 160 отечественных производителей», отмечает «Интерфакс», «Любимая всей страной картошка фри теперь полностью российская», радуется «Российская газета»)?

В июле государственное агенство «Роскачество» в аккуратных формулировках сообщило о выявлении в «Биг маке» тернидазола – препарата, который защищает скот от инфекций. Данные сопровождались оговорками: «концентрация антибиотиков в бургерах оказалась крайне низкой, что говорит о высоком качестве закупаемого сырья». Но McDonald’s, зная об особом к себе отношении со стороны российских чиновников, все равно возмутился, заявив «о низком качестве проведенного исследования».

Разумеется, у России нет и шанса на включение разоблачительного документального фильма «Двойная порция» («Super Size Me»), получившего «Оскар», в список кинопродукции, рекомендуемой к семейному просмотру в профилактических целях (если бы такой существовал). Напротив, ничто не мешает главному санитарному врачу Анне Поповой и дальше рассуждать о социальной ответственности сети быстрого питания, «формирующей здоровье детей» («В России у компании 1,5 млн клиентов ежедневно, и порядка 34% из них – дети. То есть каждый день в McDonald's приходит полмиллиона детей только в Российской Федерации»). «Спасибо большое, доктор Попова», – отреагировал гендиректор российского McDonald’s Марк Карена на лестные слова, прозвучавшие на последнем экономическом форуме в Петербурге.

Однажды бывший губернатор Кировской области, а ныне арестант Никита Белых по случаю открытия в Кирове первого ресторана сети объявил его «элементом инвестпривлекательности». Если так, то в этом экзотическом смысле Россия может считать себя одним из наиболее привлекательных рынков для иностранных инвестиций. Кроме шуток. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госиммунизация. «В части усиления ответственности пациентов за свое здоровье»