История про «ценного американского агента в Кремле», которого ЦРУ в срочном порядке эвакуировала из России в июне 2017 года, – то ли испугавшись, что Трамп «по секрету» разгласит информацию о нем своему другу Владимиру Путину, то ли потому, что появились утечки в американских СМИ, по которым российская контрразведка могла бы его вычислить (что выглядит более правдоподобно), – в целом достаточно банальна. Вербовка молодого сотрудника иностранного посольства и его дальнейшее продвижение на госслужбе под покровительством влиятельного госчиновника к новым возможностям получения секретной информации – классика шпионажа и большая удача для любой разведки. При этом агент не должен быть топ-чиновником («указным» в терминологии Дмитрия Пескова, то есть назначаемым на должность указом президента РФ). Такие люди, обладая доступом к наиболее чувствительным секретам, находятся под плотным контрразведывательным мониторингом и поддержание с ними конспиративного контакта – технически трудно решаемая задача. Наоборот, чиновник средней руки с доступом к секретным документам, а еще лучше находящийся в доверительных отношениях с топовым секретоносителем, – оптимальная позиция для ценного агента.
Интересной эту шпионскую историю делают два аспекта: длительная тайная работа агента на ЦРУ так и не была вскрыта российской контрразведкой и он смог уйти от правосудия; хайп в американских СМИ на тему того, что именно этот источник якобы предоставил окончательные доказательства личного приказа и чуть ли не руководства Владимиром Путиным операцией по вмешательству в американские выборы в 2016 году с целью навредить Хиллари Клинтон и избрать Дональда Трампа президентом США.
Пропажа секретоносителя
Опубликованное сначала в российском телеграм-канале «Беспощадный пиарщик», а затем подтвержденное «Коммерсантом» от «источника в госструктурах США» (что забавно) имя американского шпиона – Олег Смоленков, бывший сотрудник Управления внешней политики президента РФ (а до 2008 года кадровый дипломат и сотрудник посольства РФ в Вашингтоне, затем до 2012 сотрудник аппарата правительства), исчезнувший вместе с семьей на отдыхе в Черногории в июне 2017 года, – хоть и не имеет пока официального подтверждения, но выглядит правдоподобно. Нет сомнений в том, что контрразведке ФСБ все стало понятно еще в 2017 году, когда чиновник-секретоноситель «пропал в Черногории» с женой и тремя детьми. Судя по сообщению «Ъ», хотя уголовное дело было заведено СКР по статье 105 УК «Убийство», ФСБ быстро вычислила, что «исчезнувшие» неплохо себя чувствуют в другой стране (вероятно, была перехвачена их коммуникация с оставшимися в России близкими родственниками). Отсутствие уголовного дела по статье «Измена Родине» говорит о том, что проведение в его рамках определенных процессуальных действий было бы сопряжено со слишком большими неудобствами для каких-то влиятельных лиц, а также, возможно, для оперативных планов по выманиванию шпиона в Россию или в третью страну для немедленного ареста.