Фото: Emilio J. Rodríguez Posada (Edited version)

Фото: Emilio J. Rodríguez Posada (Edited version)

https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

Влияние, которое оказали мышление де Бовуар и ее философия на становление современного феминизма, неоспоримо. Публикация ее главного труда, «Второй пол», в 1949 году реактуализировала вопросы о положении женщин и гендерном неравенстве в послевоенном западном мире. Идеи, высказанные де Бовуар, ее критика патриархальных представлений о женщинах, ее феноменологические описания женской сексуальности, материнства, домашней работы помогли сформировать повестку раннего феминистского движения «второй волны». «Второй пол» и другие ее произведения до сих пор задействуются феминистскими исследовательницами в таких разных областях, как квир-теория, исследования порнографии и влияние технологий на организацию гендерных отношений.

С другой стороны, для современного феминистского движения Бовуар – фигура довольно посторонняя и противоречивая. Великая француженка не особо вписывается в сегодняшний имидж правильной феминистки: она дважды обвинялась в сексуальных домогательствах (причем по отношению к молодым девушкам); вместе с другими французскими интеллектуалами (Фуко, Деррида, Сартр, Делёз, Рансьер, Лиотар и так далее) подписала петицию за декриминализацию консенсуальных сексуальных отношений с несовершеннолетними (кто знает, что она бы сказала по поводу скандала вокруг Майкла Джексона, например); ее главный труд – «Второй пол» – не раз подвергался критике со стороны феминисток за (якобы) воспроизводство мужской логики, мизогинию, виктимблейминг и другие «грехи». Но можно предположить, что и де Бовуар не очень бы понравился современный мейнстримный феминизм, отказавшийся от своих радикальных претензий на переустройство мира и вполне комфортно расположившийся в пространстве рекламных кампаний транснациональных корпораций, психотерапевтических кабинетов, моральных паник и обвинений незападных культур в патриархальности и сексизме.