Фото: Wikipedia / Edward N. Jackson
Уверенная победа над Испанией в 1898 году помогла Соединенным Штатам преодолеть внутренний разлад, тянувшийся с времен Реконструкции Юга. Двумя годами ранее, в 1896-ом, сегрегация черного населения в бывших мятежных штатах была признана конституционной решением Верховного Суда по делу «Плесси против Фергюсона»; в результате расовое деление общества перестало восприниматься как проблема. Теперь ничто не мешало американцам перевернуть страницу и сосредоточиться на новой программе реформ.
В самом деле, быстрое развитие техники сделало возможным сказочные свершения. По дорогам покатились автомобили, в небо взмыли самолеты, телефон и электрическое освещение изменили образ жизни буквально на глазах. Почему же общество меняется так медленно? Американцы начала XX века, которых называли прогрессистами, начали борьбу по широкому фронту. Они выступали за прямые выборы сенаторов, право голоса для женщин, введение референдумов в штатах, ликвидацию всевластия партийных боссов, против коррупции в правительстве и злоупотреблений в крупных компаниях, детского труда и свободной продажи алкоголя.
Менялась и внешняя политика США. Первый президент нового века, взявший прогрессистов в союзники Теодор Рузвельт, самый молодой президент в истории страны и ветеран недавней войны на Кубе, придумал «политику большой дубинки», поддержал инсургентов, отделивших Панаму от Колумбии, и начал строительство межокеанского канала на этой территории, завершил в пользу Штатов долгий пограничный спор с Великобританией на Аляске и развернул строительство военно-морского флота, к концу его президентства ставшего вторым в мире после британского.
В 1905 году Рузвельт выступил посредником и «миротворцем» в переговорах представителей Японии и России, состоявшихся в Портсмуте, и стал первым американским президентом, получившим Нобелевскую премию мира за помощь в завершении русско-японской войны.
Казалось, США покончили с вековой традицией изоляционизма и вступили на путь имперского великодержавия. Начало мировой войны в 1914 году выглядело, однако, демонстрацией прежнего маргинального статуса заокеанской республики: европейские державы развязали конфликт без ее участия. К этому времени президентом США был уже другой прогрессист, бывший профессор и президент университета Вудро Вильсон.