Дональд Трамп на предвыборной кампании в городе Кармель, США.

Дональд Трамп на предвыборной кампании в городе Кармель, США.

Aron P. Bernstein / Reuters

Книга «Капитализм в Америке: история» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер»), написанная бывшим главой ФРС Аланом Гринспеном совместно с журналистом Адрианом Вулдриджом, в прошлом году вошла в шорт-лист престижной премии Financial Times and McKinsey Business Book. И нельзя исключать, что победила бы, не присуди жюри двумя годами ранее награду биографии Гринспена, написанной Себастьяном Маллаби (Гринспен, несомненно, живая легенда, но подозрения в пристрастности премии ни к чему). Большая часть книги, как нетрудно догадаться, посвящена захватывающей эволюции американского капитализма – «самого демократичного в мире». Но описание его истории Гринспен заканчивает на минорной ноте: «США теряют свои позиции в мире по многим показателям». Основная причина? Политика щедрых социальных пособий и льгот, которая, по убеждению автора, «буквально сковывает» экономический потенциал страны.

Существует три популярных объяснения причин угасания американского динамизма. Во-первых, Америка теряет свои давние источники экономического лидерства. Соединенные Штаты провели три великие революции в области образования – создание массовой системы начального образования в XIX в. и массовой системы среднего образования и высшего образования в XX в. Доля 17-летних детей, окончивших среднюю школу, выросла с 6,3% в 1900 г. до 77% 1970г. Доля выпускников средних школ, поступивших в университет, выросла с 45% в 1960 г. до 63% в 2000 г. Клаудиа Голдин и Лоуренс Кац из Гарвардского университета считают, что за восемь десятилетий (с 1890 по 1970 г.) уровень образования увеличивался на 0,8 года за десятилетие и что повышение уровня образования способствовало росту производительности и подушевой выработки на 0,35% в год.

С 1980 г. Соединенные Штаты утратили преимущество в сфере образования и педагогики. Доля американцев, оканчивающих среднюю школу, либо не менялась, либо снижалась в зависимости от того, какая методика использовалась для ее оценки (Джеймс Хекман обнаружил, что в 2000 г. доля 18-летних, получивших «полноценные» свидетельства об окончании школы, сократилась до 74%). В настоящее время Соединенные Штаты занимают 11-е место среди развитых стран по проценту учащихся, окончивших среднюю школу. Хотя доля 25–34-летних, получивших степень бакалавра в четырехлетнем колледже, поднялась с 25 до 32%, за этим ростом скрывается множество серьезных проблем: так, Америка упала с первого места в мире по доле 18–25-летних, посещающих колледж, на низкое 15-е. Количественные показатели, которые демонстрируют США, становятся еще более удручающими, если оценивать непосредственно уровень образования, а не количество лет, потраченных на его получение. По результатам тестов Международной программы ОЭСР по оценке успеваемости учащихся (PISA) за 2013 г. американцы в возрасте 15 лет заняли 17-е место по чтению, 20-е – по естественнонаучным дисциплинам и 27-е – по математике.

Падение уровня образования в США ярче всего проявляется при сравнении различных возрастных групп. Окончивших среднюю школу среди американцев в возрасте от 55 до 64 лет больше, чем их сверстников в 34 государствах – членах ОЭСР. Американцы в возрасте от 24 до 34 лет делят девятое место по количеству окончивших среднюю школу вместе с четырьмя другими странами. США также единственная страна, в которой доля выпускников в возрасте от 24 до 34 лет не превышает доли выпускников в возрасте от 55 до 64 лет.

И если достоинства американской системы образования сошли на нет, ее недостатки только усугубились. Система профессионально-технической подготовки находится в плачевном состоянии. До Второй мировой войны в учебных программах средних школ в Нью- Йорке были обязательные уроки труда, на которых школьники обучались основам столярного дела и электротехники, но они были постепенно ликвидированы, несмотря на жалобы компаний на нехватку квалифицированных разнорабочих. Система также крайне плохо контролирует расходы. С 1950 г. стоимость высшего образования возросла в десять раз, и студенты вынуждены тратить на это все больше, влезая в огромные долги: задолженность по студенческим кредитам в настоящее время составляет почти 1,5 трлн долларов, что превышает задолженность по кредитным картам или автокредитам.

На протяжении большей части своей истории Соединенные Штаты были главным мировым центром притяжения талантов. По состоянию на 2010 г. основателями 18% компаний из списка Fortune 500 (среди них AT&T, DuPont, eBay, Google, Kraft, Heinz и Procter & Gamble ) были иммигранты. С учетом детей иммигрантов эта цифра достигает 40%. В 2012 г. иммигранты представляли около 13% населения США, но основали 52% стартапов в Кремниевой долине, получили более 25% глобальных патентов и составляли 25% научных и инженерно-технических работников со степенью бакалавра и 47% со степенью PhD. Однако все более враждебное отношение страны к иммиграции и рост возможностей в других странах практически остановили приток будущих предпринимателей и специалистов. Другие богатые страны (например, Канада и Австралия) активно пытаются привлечь высококачественных иммигрантов. Индийские и китайские выпускники сегодня имеют гораздо больше возможностей у себя дома.