Netflix была основана в 1997 году Ридом Хастингсом, который с 1999 года занимает должность CEO. Сервис начинал с проката DVD и в начале нулевых был одним из лидеров индустрии в США. Но настоящий успех пришел, когда в 2007 году компания, вдохновленная примером YouTube, вошла на рынок стриминга видео через интернет. C тех пор стоимость Netflix выросла с $1,5 млрд до $177 млрд в 2018 году. Компания произвела революцию в стриминговом бизнесе и поставила весь кинобизнес с ног на голову.
В конце 2019 году выходит снятый на деньги Netflix «Ирландец» режиссера Мартина Скорсезе, который критики считают одним из главных претендентов на Оскар. В конце сентября компания взбудоражила фанов объявлением о работе над продолжением главной оригинальной франшизы – «Очень странных дел». Но инвесторы Netflix не разделяют энтузиазма критиков и поклонников: в созданную ими нишу заходят смертельно опасные конкуренты, рыночная стоимость падает, а сама компания продолжает нести убытки.
Откуда берутся деньги
Платными услугами Netflix пользуется 148 млн человек по всему миру (кроме Китая, где услуги сервиса не предоставляются). Продажа подписок клиентам – основной официальный источник прибыли компании, а рост количества подписок – главный финансовый показатель компании (из тех, которые она не хранит в секрете). На этом росте держатся оптимистические прогнозы финансистов с Уолл-стрит, которые, в свою очередь, разжигают энтузиазм инвесторов и позволяют компании Хастингса брать миллиарды долларов в долг и бешено инвестировать в собственное развитие.
За последние два года капитализация компании увеличилась в полтора раза, но выросли и ее долги: если в конце 2017 Netflix был должен кредиторам $6.5 млрд, то в конце 2018 – уже $10.4 млрд. К концу 2019 года компания придет c отрицательным денежным потоком рекордных размеров в $3,5 млрд, и особого улучшения финансовой ситуации не предвидится.
В июле 2019 ключевой показатель стримингового гиганта дал сбой: Netflix объявил, что во втором квартале увеличил количество подписчиков всего на 2.7 млн человек – вдвое меньше, чем в аналогичном квартале в 2018, и значительно меньше обещанных 5 млн. Этот просчет обернулся мгновенным падением стоимости акций компании на 11% и потерей $17 млрд рыночной стоимости.
Главная причина, по которой компания может позволить себе такую рискованную бизнес модель – крушение старой системы кинопроката и начало эпохи стримингового телевидения. На стремительно растущем рынке интернет-телевидения настал критический момент и именно сейчас решается, кто будет доминировать в ближайшие десятилетия, а у Netflix, как у первопроходца индустрии, есть все шансы оказаться в числе победителей, которым достанется всё.