Владимир Зеленский. Фото: Jonathan Ernst / Reuters

Владимир Зеленский. Фото: Jonathan Ernst / Reuters

В украинском пространстве, раздираемом темой «формулы Штайнмайера» последние несколько недель, формула определяется в категориях «зрада» (измена) и «перемога» (победа) – классическая дихотомия украинского общества со времен Майдана, которая мало что объясняет. Содержание этой формулы – удивительно знакомая квинтэссенция Минских соглашений, что только подтверждает тот факт, что в отношениях Российской Федерации и Украины все новое – это всегда хорошо забытое старое.

Отвод войск

Украина и Россия трактовали Минские соглашения несколько по-разному, и каждое государство осуществляло их (или старательно делало вид) по своему личному усмотрению. В каком-то смысле, «формула Штайнмайера» – это попытка свести под общий знаменатель разночтения Минских соглашений, и касается она в первую очередь процесса проведения местных выборов на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Если раньше Украина рассматривала Минские соглашения с позиции «утром стулья – вечером деньги» (читай, вначале выполнение блока соглашений по безопасности – то есть выведение всех военных позиций, а потом проведение выборов и установление особого порядка местного самоуправления), то теперь, в контексте так называемой формулы Штайнмайера, стулья идут не просто до денег, а их еще и расставляют по другому. Теперь подписанное согласие предполагает существование особого местного самоуправления на момент проведения выборов, и оно останется на постоянной основе, если ОБСЕ заявит о законности и легитимности проведенных выборов.

Стоит проговорить возможные риски. По словам представителя президентской партии «Слуга Народа», принятие этой формулы произошло по требованию России. Для Москвы это было условие для встречи «нормандской четверки» (Франция, Германия, Украина, Россия) впервые с 2016 года. На следующий день после принятия помощник президента Владислав Сурков заявил, что условия встречи будут обсуждаться после отвода украинских войск из городов Золотое и Петрово-Красноселье (Луганская область). Для понимания контекста: в Золотом, поделенном на пять районов, украинские войска стоят практически посередине Золотого-5, а территория от Золотого-1 до Золотого-4 является подконтрольной Украине.