Cтратегический исследовательский центр Rand Corporation, 1958 год. Фото: Life Magazine

Cтратегический исследовательский центр Rand Corporation, 1958 год. Фото: Life Magazine

Интеллектуальное сопровождение развития обществ существует, вероятно, столько же, сколько сами общества и их собственные (и/или их элит) способности к целеполаганию, планированию и рефлексии развития. Оно принимает разнообразные индивидуальные (жрецы, советники) и коллективные (сложные проторелигиозные и религиозные институты, научные и аналитические организации) форматы интеллектуальной работы. Эти форматы меняются вместе с усложнением самих обществ.

От Carnegie до ЦСР

В начале ХХ века формат «фабрик мысли», или think tanks (далее – TT), стал новацией, которая отражала, с одной стороны, повысившуюся сложность обсуждаемых мер политики, а с другой – рост текущей нагрузки на органы управления до уровня, на котором стало очень сложно одновременно заниматься осуществлением политик и их вдумчивой и тщательной проработкой (с просчетом рисков и методов управления ими, с подготовкой различных вариантов и т.д). С тех пор живут и здравствуют, например, Carnegie Endowment for International Peace (основан в 1910 году), Royal Institute of International Affairs (1920 году). После Второй мировой войны процесс создания ТТ активизировался, они постепенно появились практически во всех странах, зачастую в виде академических НИИ по общественным наукам.

ТТ, особенно в демократических странах, стали обычной профессиональной и конкурентной сферой деятельности по интеллектуальной поддержке политиков – цивилизованным и приемлемым для публики местом соединения экспертизы и финансирования со стороны тех, кто был готов вкладываться в дизайн практических политических решений.

Этот формат, сочетающий достойное и относительно стабильное финансирование (которое позволяет нанимать высококвалифицированных специалистов с учеными степенями), выделенное пространство для работы (защищенное от необходимости реагирования на всю входящую в политическую систему информацию) и предсказуемая повестка исследований превратили ТТ в один из важнейших механизмов формирования и продвижения преобразований во многих странах.

Зона существования ТТ в публичном пространстве различна: некоторые ведут активную работу по публикации и продвижению своих идей, но параллельно существует и формат более секретных, закрытых команд исследователей, которые собирались под очень четко очерченные проекты, работали под покровом секретности и о существовании которых иногда – спустя десятилетия – удается узнать из рассекреченных государственных архивов. Собственно, завершение проекта, под который был создан TT, представляет для последнего основное рисковое событие, после которого надо либо умереть, не оставив следов, либо возродиться в новом формате. Технология возрождения может состоять в выходе в пространство публичной дискуссии о значимых вопросах, активной издательской программе, организации конференций и участии в них, стипендиях и грантах для исследований. Суть технологии – максимизировать площадь опоры, «контакта с реальностью», диверсифицировать пул спонсоров.