Самая простая сюжетная линия здесь — девелоперская. Кто держал в руках журнал «Сторожевая башня» или «Пробудитесь» (оба теперь запрещены в России, и оба распространяются подпольно — как в каком-нибудь 1952 году), тот помнит фотографии поселка Солнечное под Петербургом, там иеговисты купили бывший пионерлагерь и устроили свой утопический городок; двадцать лет назад на картинках это выглядело прямо очень не по-нашему, сейчас, наверное, привычнее, но это уже не имеет значения. Последние полтора года Солнечное — это уже не «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России», а территория петербургского кардиологического центра имени Алмазова. Престижный пригород, свежий воздух, природа — да, наверное, неплохое место для реабилитации после сердечных операций, но дело даже не в этом. Огромный коттеджный поселок в городской черте Петербурга на берегу Финского залива — можно вообразить, сколько это стоит, а с учетом, скажем так, историко-географических пристрастий нынешних хозяев России эту конкретную землю можно назвать бесценной, и мы примерно представляем себе, как должны загораться их глаза при виде бесценной земли, да? Но нет — там не сделали ни поместье «Роснефти», ни очередное издание кооператива «Озеро», ни даже выставку «Россия — моя история» (если считать, что по духовной части «у них» — митрополит Тихон), нет — национализированный городок иеговистов отдали под санаторий для сердечников, и тому же алмазовскому центру передали зал иеговистских конгрессов в Петербурге в районе Черной речки, и это такое прямо интересное решение, показательное, как будто включилась какая-то советская память с инстинктом нестяжательства, пробудился внутренний Дзержинский, который сказал, что отобранную у врагов недвижимость нужно переоборудовать под здравницы. Центру Алмазова, бесспорно, повезло, но повезло и тем, кто ищет причины государственной атаки на свидетелей Иеговы — мы видим, что нет оснований думать, будто все это затеяно, чтобы какой-нибудь товарищ майор или товарищ митрополит присвоил себе немалое и недешевое имущество разгромленной организации, то есть дело совершенно точно не в недвижимости.
Самая смешная сюжетная линия — богословская. Об отношении иеговистов к Христу второй век пишутся труды, там, что называется, все сложно — Христа они признают, но Богом не считают; в их переводе Библии (теперь это в России тоже запрещенный экстремистский текст) Иегова воскресил Христа, но только потому, что Христос на земле исполнял волю Иеговы. Как к этому относиться христианам — конечно, вопрос, и самый авторитетный христианин (он же христианин?), у которого на этот вопрос есть ответ — Владимир Путин, заявивший однажды на заседании Совета по правам человека, что «свидетели Иеговы — тоже христиане». Более весомого официального мнения по поводу того, как соотносится вероучение свидетелей Иеговы с христианством, в России нет. Путин сказал, что они христиане, вопрос можно считать закрытым.
Наконец, самая трагическая сюжетная линия — репрессивная. Получивший шесть лет за принадлежность к этой религиозной организации лидер ее томского подразделения Сергей Климов — уже не первый в современной России иеговист, отправившийся в тюрьму за свою веру. Совсем недавно, этой осенью, в Саратове на реальные (но меньшие, чем в Томске — от двух до трех с половиной лет) сроки осуждены шестеро свидетелей Иеговы, то есть формальная ликвидация и разгром организации — пройденный этап, пришло время персональных репрессий, и понятно, что на фоне более актуальных политических судов околорелигиозные новости кажутся не очень шокирующими, но попробуйте произнести это вслух: в России 2019 года люди получают реальные тюремные сроки за веру.
Можно предположить, что эта тема потому и не будоражит общество, что она как бы выпадает из всей системы представлений о том, как сейчас устроена Россия — и с точки зрения критика власти, и с точки зрения лоялиста уголовное преследование только за религиозные воззрения — это слишком, так не бывает, это похоже на бред, поэтому и на заголовки не хочется кликать, и в новости не получается вчитываться. Возможно также, что от тех (сейчас понятно, что очень кратких и, в общем, случайных) времен, когда иеговистов никто не трогал, осталась не лучшая их репутация — навязчивые, странные, в двери квартир стучались со своими журналами, на улицах приставали, а если кто ими интересовался, тот очень быстро превращался в скучного набожного долдона, с которым и говорить не о чем, и вообще лучше от него держаться подальше — вдруг укусит. Здесь напрашивается слово «секта», их и называют сектой почти официально, но, может быть, как раз именно сейчас, когда за принадлежность к ним начали сажать, с этим ярлыком стоит быть гораздо осторожнее, чем двадцать лет назад. Было время, когда в каждом ДК вплоть до самых глухих райцентров собирались какие-нибудь странно молящиеся люди, и главные сектантские бренды той эпохи — Мария Дэви Христос или там Виссарион, — это все-таки и тогда была лютая экзотика, в большинстве случаев в советских ДК люди все-таки читали Библию, которую им в наши полудикие постсоветские края привозил очередной иностранный миссионер — вон как тот датчанин-иеговист, который, как можно догадаться, теперь тоже сидит в тюрьме (сначала в Орле, теперь в Курской области). Истории о людях, уходивших ради сект из семей, продававших квартиры, чтобы отдать деньги сектантам, бросавших работу — это неотъемлемая часть российского городского фольклора девяностых, и сейчас трудно сказать, какие из тогдашних «апостольских», «истинно-христианских» и прочих преимущественно протестантских церквей действительно имели признаки деструктивных сект, а какие были просто неканоническими христианскими общинами. В какой-то момент оказалось, что сектантский ярлык в равной мере относится ко всем, кто не Русская православная церковь и не примкнувшие к ней католики (которые нам, конечно, не братья, но и сектой их вообще никак не назовешь). По мере наведения в России порядка службы в ДК сошли на нет, миссионеры уехали, городские легенды поутихли — и только против иеговистов начался полноценный государственный террор.
Не считаясь вообще ни с чем, в том числе с тем, как это все выглядит, российское государство грабит их, сажает, запугивает, оно объявило их экстремистами, фактически поставив вне закона. Ученики воскресных школ и вообще широкий круг интересующихся лиц — если вам по молодости лет или по недостатку воображения трудно представить себе, как выглядел антихристианский террор в первые годы советской власти или в хрущевские времена — присмотритесь к тому, что творится сейчас с иеговистами. Любая вера чего-то стоит только в том случае, если ты готов идти ради нее на жертвы. И иеговисты вдруг оказались единственными, по поводу чьей веры нет никаких сомнений — они не отказываются от нее, даже если им это стоит свободы и сломанных жизней. Их вероучение может казаться еретическим, но это слабое утешение для тех, кто называет себя сегодня в России православными христианами — ни у кого из российских православных христиан сегодня нет такого опыта, как у иеговистов, и если православный сегодня скажет, что готов пойти за свою веру на смерть или хотя бы в тюрьму, эти слова не подкреплены вообще ничем. В положении гонимых, в положении преследуемых за веру, в положении ранних христиан или советских новомучеников сегодня — именно иеговисты. Мы не знаем, чем руководствуется российская полицейщина, преследуя именно их (ладно Запад, ладно Украина — авторитарный Казахстан вообще никак не препятствует иеговистам, они там свободно молятся и распространяют свои журналы; в диктаторской Белоруссии на них ворчат с трибун, как у нас в девяностые, но не более того — ни запретов, ни тюрем). Наверняка чем-то иррациональным — может, Матронушка явилась, может, условный Патрушев сберег из семидесятых антииеговистскую брошюрку для служебного пользования, и однажды ее перечитал и ужаснулся, может, какой-нибудь старец нашептал что-то невнятное, а переспрашивать было неудобно, начали сажать. Бог весть. Но по факту выгодоприобретателем гонений на иеговистов оказалась именно Русская православная церковь именно как главная и почти государствообразующая духовная институция — не по своей воле, конечно; когда свобода совести оказывается ограничена полицейскими мерами, те верующие, которых репрессии не касаются, автоматически превращаются в тех, кому позволено веровать — а это самое унизительное для верующего. Репрессии против иеговистов унижают все «традиционные» российские конфессии, делая их соучастниками преследования за веру, распинателями Христа. Это самая позорная страница духовной истории постсоветской России. Каким бы еретическим ни было вероучение иеговистов, полицейская борьба с ним — чистый и беспримесный сатанизм.
Поставил лайк статье Кашина. Похоже, Земля скоро налетит на небесную ось.
Храм в рёбрах, а не в брёвнах. Эта древняя истина верна и поныне. Истинная вера живёт в сердце верующего, а не в строительном изделии ритуального назначения.
"Когда кого-то сажают за веру в тюрьму, все остальные превращаются в тех, кому позволено веровать."
-Верно.
А кто "все остальные"?
.
сегодня, не отходя.
https://snob.ru/news/184855/
есть мнение, что не было антирелигиозных гонений в 17-м году. А то, что было, так это месть староверов за притеснения от православия. И случилось это оттого, что староверы относились к социальным низам и в 17-м получили шанс. а православие было религией богатых
Я слышал что староверы были мегакруты, много олигархов и успешных деятелей, намного более среднего преуспевающие чуваки были, даже если это были просто крестьяне
Все группы, объединяющие людей по интересам в Америке, это бизнес-проекты.
-
Есть люди, которых объединяет интерес к оружию. Это NRA, способствующая продажам оружия гражданам. Очень большим продажам.
Есть поклонники у звезд шоу-бизнеса, не пропускающие концерты своих кумиров и покупающие их музыку - очень много очень дорогой музыки.
Фанаты спортивных клубов регулярно собираются вместе, чтобы посмотреть матчи любимой команды на стадионах и купить товары с ее символикой - отличный бизнес.
На веганах, которых можно рассматривать как представителей неденоминированного квазирелигиозного культа, тоже неплохо зарабатывают производители специализированной еды, и этот культ сравнительно недавно с успехом вышел за пределы Соединенных Штатов.
Религиозные объединения, возникшие в США, всегда привлекали как простых граждан, так и амбициозных личностей, готовых расширять свои «предприятия» за границы страны с целью увеличения своих финансовых возможностей. Такого успеха достигли в первую очередь мормоны (Церковь святых Последних дней, ок. 9 млн. верующих во всем мире) и Свидетели Иеговы, имеющие сопоставимые с мормонами проникновение в других странах, численность и установку на миссионерскую гиперактивность.
И то, и другое - успешные коммерческие проекты, привлекающие в свои ряды взволнованных людей, очарованных флёром религиозной новизны (протест против классического протестантизма). Мормонские храмы впечатляют своей грандиозностью, образовательные программы гарантируют хорошее образование всем желающим, путешествующие мормоны, как правило, не пользуются услугами гостиниц, находя приют у братьев по вере. Каждый мормон отдает Церкви десятую часть своего дохода и делает это со всей радостью истинного прозелита.
У Свидетелей Иеговы все немного сложнее и «тоталитарнее», но, вместе с тем, в деловом отношении и изящнее. Основной доход этой корпорации приносит изготовление полиграфической продукции. Религиозная литература, распространяемая 9 миллионами проповедников, печатается, в основном, в США, но типографии есть почти в каждом из 91 филиалов организации во всем мире.
Полиграфическая продукция является в деятельности корпорации тем материальным объектом, который, будучи носителем религиозных изображений и текстов, легитимизирует «несакральную» активность по ее продаже. Денежные изъятия любого рода, от крупных пожертвований богатых спонсоров до мелких взносов рядовых членов, руководство объясняет пастве прозаичной необходимостью издания журналов и пособий.
Всё остальное в деятельности иеговистов - борьба за свободу вероисповедания, запрет на переливание крови, привлечение на свою сторону талантливых журналистов и правительств целых государств, даже изредка возобновляемые попытки что-то проповедовать и пр. и пр. - всё это глубоко факультативно и призвано отвлекать внимание от главного - создания добавленной стоимости при изготовлении и реализации во всем мире огромных тиражей профильной литературы.
И в этом, конечно же, как почти в любом бизнесе, нет ничего зазорного.
РПЦ - такой же бизнес, только в Российских традициях коррумпированный и связанный с государством, которое его поддерживает.
Все группы, объединяющие людей по интересам в Германии, это не бизнес-проекты. Это ферайны: люди бесплатно тратят время и силы во время общей идеи. Могу ли я на основании этого факта дальше использовать вашу схему доказательств, только с обратным знаком? Ведь иеговисты в Германии тоже есть. Я с ними нередко сталкиваюсь.
А вы уверены, что не перепутали причину со следствием? То есть сначала люди могут вокруг чего-то объединиться, а затем уже вокруг этого, как следствие, возникнуть бизнес-проект. Который может до неузнаваемости исказить изначальную идею, но это уже отдельная тема.
Чтобы ответить на оба "почему" автора - почему их гоняют и почему они не отказываются, наверное, небесполезно узнать, в каких еще странах СИ запрещены, а в каких цветут. Например, в Израиле СИ, насколько я слышала, запрещены, а в странах Северной Европы - нет, даже наоборот, там есть мощные ячейки, оказывающие поддержку приверженцам. Это я к тому, что возможно есть еще одна сюжетная линия - эмигрантская? :)
В Израиле разрешены, насколько я знаю.
Мне кажется, основная сюжетная линия - борьба с иностранными агентами. И это тот самый случай, когда доблестным спецслужбам даже не надо фабриковать доказательства: Свидетели - действительно международная организация со штаб-квартирой в США. Свидетели относительно многочисленны, организованы, мотивированы и обеспечены ресурсом, но каковы их истинные цели, в Кремле и на Лубянке не знают. Так что если режим до смерти боится иностранного влияния и цветных революций, то решение для него напрашивается само собой: давить, не считаясь с последствиями.
А просто авторитарные Казахстан и Беларусь не косплеят Империю. У солидной империи должен быть религиозный компонент, даже у такой, в общем, безыдейной как Римская - был. А почему именно СИ - у них наиболее силен тот антигосударственный посыл, который ранних христиан сделал врагами Империи.
Станизм. В точку
сажают за веру в тюрьму""
.
определяющее слово здесь сажают. За что?- список. В нем и Библия и Конституция и за "поверить Путину". Сажают за борьбу с коррупцией. Хотя что такое сегодня коррупция? Светлое прошлое.
Согласен с тем, что полицейщина в отношении иеговистов - это перегиб. Но бороться с ними надо, по примеру двух своих знакомых знаю, что, мягко говоря, ничего хорошего с человеком, ставшим иеговистом, не происходит.
Это не перегиб, это - преступление. Как и многое другое. Называть вещи надо своими именами.
Они что- людей убивают, детей едят? Может Ислам запретите? Примеров того, как люди, приняв Ислам, становятся террористами, - немало.
Формально не убивают и не едят. Но то, что вчерашний нормальный человек, а сегодняшний иеговист «умирает» как человек - это факт.
Да, и у меня есть примеры, когда иеговисты так зачаровывали свои жертвы, что те относили им все, даже вещи и игрушки детей. Про Христа и Иегову - это на поверхности. Главный посыл, что свидетелю в этом мире ничего не нужно, а раз не нужно, тащи в общину. 😢 И сажают не за веру, а грабёж одураченных людей.
На самом деле нет. Сажают за то, что организация по заключению ФСБ-шных экспертов была признана судом экстремистской, а люди продолжают в ней состоять, собираться, проповедовать. Если бы сажали за "грабеж одураченных людей" - в чем проблема-то? Введите такой состав в УК РФ и сажайте, вне зависимости от того, в какого Иегову люди верят. Проблема в том, что с таким составом можно и православных сажать, и мусульман, и буддистов, и иудеев-ортодоксов. У всех есть разные формы служения, когда человек отказывается от привычного социального окружения и окунается с головой в религию с разной степенью отказа от обычных социальных благ, с жертвованием церкви имущества и т.д. Тут сажают именно за веру. Это, как бы это сказать, для XXI века ненормально.
А зачем сажать одураченных и ограбленых людей?
и еще с Конституцией. Черти что написано. (это не полицейщина. Но тоже на п. начинается. см.Суркова))
Ага ага. Вот только «глубинный народ» эту часть п. в отношении сект вполне поддержит, а полицейщину нет.
кстати, и в Исламе не только положительные примеры.