В июне международная организация International Renewable Energy Agency обнародовала отчет о рентабельности использования возобновляемой энергии. Исследование показало, что солнечная энергетика с каждым месяцем обходится дешевле, чем электричество, получаемое от объектов угольных, газовых и дизельных станций.
Так за последние 9 лет цена солнечной энергии рухнула с 17 (10,7 руб.) до 3 центов за кВт*ч. (1,89 руб.), поставив под удар страны, зарабатывающие на продаже углеводородов.
Справляются с новым вызовом каждая из них по-разному.
К примеру, Саудовская Аравия, которая является одним из лидеров по добыче нефти и использует ее для генерации электричества, решила диверсифицировать риски и вложила $5 млрд в создание солнечных электростанций. В дальнейшем часть производимого электричества страна планирует экспортировать, а также нарастить капиталовложения до $200 млрд к 2030 году.
Также 210 млрд рупий планирует вложить в солнечную энергетику Индия и 2,5 трлн юаней собирается инвестировать Китай.
Однако готовятся к закату эпохи углеводородов не только страны.
У России при всей её громадности сравнительно мало территорий, где возможно вырабатывать "солнечное" электричество.
Эх, белое солнце пустыни, где ты? Королями породы будут казахи, киргизы,туркмены, таджики и, конечно, китайцы. Россия преуспеет, если успеет, только в пеработке нефти и газа в какую-нибудь суперхимию. Вот о чём думать надо, ИМХО.
Писать кВт/ч в отношение вырабатываемой энергии неверно. Мощность надо умножать на время.
спасибо, поправим!
Над людьми, которые не сталкивались с практической энергетикой, довлеет обозначение скорости, как км/ч, и его они переносят на энергию. Но, в отличие от скорости, энергия - это интеграл, в котором мощность (мгновенная характеристика, кВт) умножается на время её действия - час.
Например, лампа накаливания мощностью 60 Вт (0,06 кВт), будучи включённой 1000 часов (это примерно 3 часа в день в течение года), потребит 0,06*1000=60 кВт*ч.
А светодиодная 8 Вт с примерно тем же световым потоком: 0,008*1000=8 кВт*ч
(Далее, разницу в 60-8=52 кВтч можно умножить на тариф в вашем регионе и получить экономию, которую сравнить с ценой ламп и ожидаемым временем их службы и принять решение о том, какую лампу приобретать).
«Из существующих сегодня в мире около 1 млрд. автомобилей, работающих на ископаемом топливе, более половины перейдет на более дешевое электричество уже в течение следующих 20–25 лет...»
Это смелое утверждение - для этого уже в ближайшие 5 лет все автоконцерны должны начать предлагать все модели автомобилей в 2-3 исполнениях: бензин/дизель, электромобиль и (или) гибрид. А также возникнуть широкая сеть мастерских, которая на законных основаниях переделывает существующий бензиновый автомобиль в электромобиль. И инфраструктура, и предпочтения потребителей должны перестроиться соответственно.
1. Большинство новых технологий внедряется по s-curve (s- линии). И сроки внедрения не сильно отличаются, что у холодильников, что у смартфонов. Сегодня Вы идете к соседу посмотреть на первый холодильник в доме, а через 10 лет сосед идет к Вам посмотреть на последнюю квартиру без холодильника.
2. Можно погуглить "запрет двс", и найти например навскидку "Германия готова остановить продажи автомобилей на бензине и дизельном топливе уже к 2030 году", и т.п.
3. Последние годы электроавтомобили росли примерно в 1.5 раза за год. В этом году будет ощутимо меньше за счет отмены субсидий в Китае. Но вообще при таких условиях рост в 10 раз происходит примерно за 6 лет.
4. В Китае, как я понимаю, очень ощутима загрязненность воздуха в городах. Мне так интуитивно кажется, что когда руководство страны лично сильно страдает от какой-то проблемы, то это очень способствует эффективному решению этой самой проблемы.
5. Грета опять же :):)
1. S-кривая работает только для "выживших" технологий. Так, смартфоны выжили, а для космонавтики (первый спутник - первый человек в космосе - полёт на Луну... и... хм... мы ещё не на Марсе???) не сработал.
2. Многие страны могут заявлять такие запреты, но у них есть избиратели, которые...
3. Многие ли из ваших знакомых готовы приобрести электромобиль? Не просто оставить его возле работы на стоянке, а именно найти место, где есть шланг электрозаправки, занять его первым, потратить время, чтобы вторнуть шланг и оплатить заправку, иначе окажешься обездвиженным...
4. Проблема Китая - угольная генерация + масса малой дизельной генерации. Плюс заводы с дымящими трубами. А бензиновые и дизельные авто, даже в большой концентрации, как показывает опыт Москвы и других мегаполисов, всё же не создают столь существенных проблем.
5. Что-то её в последние дни совсем не слышно. Любовь общества и СМИ ветрена и мимолётна.
1. S-кривая в космонавтике начнет работать, когда первая частная компания на своей собственной ракете запустит в космос первого частного туриста. Маск и Брансон обещают это сделать в ближайшие годы. С государством S-кривая не работает. Если в 20** году государство начало закупать новые, особо надежные наручники разработки "Кущеевка и Ко", предназначенные для удержания особо опасных экологических активистов, то ждать в дальнейшем мирового прорыва, и падения цен на наручники, смысла не имеет.
2.3. Электоавтомобили сейчас рентабельны или 1) Для богатых и обеспеченных людей, с западным пониманием слова "обеспеченных", или 2) При наличии господдержки. Первые сотовые тоже были доступны только очень богатым людям :). Из моих знакомых никто не готов приобрести EV, электрозаправок я вокруг тоже не наблюдаю. Но я бы это объяснил исчезающе малым количеством соседей с доходом хотя бы $70k в год. Ну и упомянутыми в п.1 особо надежными наручниками для экологических активистов. А не мировыми трендами.
4.5. Китай и Грету я упоминал как примеры существенных сил, способных поддержать электроавтомобили. Про загрязненность воздуха в китайских городах - я читал, что авто вносят существенный вклад, но спорить не буду. Плюс китайские лидеры воспринимают электроавтомобили как возможность выйти в лидеры в автомобильной отрасли. Если российские обыватели из всех европейских зеленых знают только Грету, то это ничего не говорит о влиянии зеленых на западе.
Именно это сейчас и происходит. Посмотрите на планы ведущих автоконцернов по количеству планируемых на ближайшие 5 лет моделей электроавтомобилей. :)
И переделывать ничего не надо. Средний возраст автомобиля в Европе около 10 лет. Бензиновые модели отойдут в мир иной естественным путем.
Проблема в том, что электромобили сейчас - это некоторый очень узкий кластер машин, отдельных по дизайну (который либо весьма экстравагантен и не всеми разделяется, либо совсем уж премиальный, как у Теслы). Перелом произойдёт тогда, когда весь (весь!) существующий автомобильный ряд будет предлагаться как в топливном (бензин, дизель), так и в электрическом варианте (в идеале - ещё и в гибридном). Только тогда начнётся заметное движение (десятки % от вновь купленных машин) в сторону электромобилей.
массовый nissan leaf например
Насколько я понимаю, переводить существующие бензиновые автоплатформы на электрические двигатели нерентабельно и неэффективно из-за принципиальной разницы в конструкции платформы и схеме её сборки (другой теплообмен, трансмиссия, объёмы двигателя и батареи, количество движущихся частей, развесовка). Поэтому электрические машины никогда не будут разновидностью того же модельного ряда. И переоборудование не будет рентабельно, разве что на газ.
В России подавляющая часть строящейся солнечной и ветряной генерации - это проекты, которые субсидируется за счёт платежей на оптовом рынке (договора поставки мощности в отношении ВИЭ). Без таких субсидий, которые представляют собой размазывание дотаций ВИЭ на всех конечных потребителей электроэнергии, проекты ВИЭ оставались бы точечными (да и с ними доля солнечной и ветряной генерации в России даже в ближайшее десятилетие не превысит 1-3% по разным оценкам).
Для сравнения, приведённые в статье 12 МВт, на которые скинулись российские нефтегиганты - это сопоставимо с потреблением всего лишь среднего райцентра или небольшого микрорайона областного центра, то есть в масштабах России - совсем ничего.
И ещё один момент - количество электроэнергии - это киловатты, умноженные на часы (кВтч, кВт*ч), но не делённые (т.е. кВт/ч - неправильно!).