В 2007 году в Горно-Алтайске индивидуальный предприниматель Евгения Автономова открыла первый в городе батутный бизнес.
Попрыгать на батуте в Горно-Алтайске стоило 50 рублей за 20 минут – стандартная цена. Бизнес оказался востребованным, потому что в городе на тот момент не существовало почти никаких развлечений для детей.
В 2009 году у Автономовой появился конкурент – еще один предприниматель купил батут и цену установил ту же, вот только сделал ее «безлимитной». То есть прыгать на батуте можно было сколько угодно, главное – заплатить 50 рублей.
Автономова приняла ответные меры, чтобы не потерять клиентов, – тоже сделала свой батут «безлимитным». Но тут дело приняло неожиданный оборот: «батутным» делом заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Оказалось, что, по мнению работников ФАС, в Горно-Алтайске произошел сговор монополистов, потому что «при разных затратах не может быть одинаковых цен».
Начались судебные разбирательства. В отличие от других подобных дел, дело Автономовой закончилось благополучно, но забрало много времени и сил, лишив предпринимательницу желания в дальнейшем заниматься батутами.
Подобное дело довольно типично для России. По данным The Global Competition Review, количество возбужденных ФАС дел превышает количество аналогичных дел в Европе и США – Россия заводит около 70% всех антимонопольных дел. Более того, российский антитраст борется в основном не с гигантами наподобие «Газпрома» и «Роснефти», а с батутами, ларьками и местными газетами.
Как бы странно это ни прозвучало, история раздела легендарной компании Рокфеллера Standard Oil напрямую связана с батутным делом и тысячами других подобных историй в России. Раскол Standard Oil, произошедший более 100 лет назад, оставил последствия, которые и сегодня трудно оценить до конца.