Александр Петриков специально для «Кашина»

Понятно, что украинские «бывшие», лишившиеся своих должностей в 2014 году – бывшие во всех смыслах, лишенцы. Зачищенная януковичевская элита, реваншисты и изменники с соответствующей репутацией. Наверное, правильнее было бы поделить их на тех, кто уехал в Россию, и на тех, кто остался – логично предположить, что уехали самые богатые, то есть самые коррумпированные, а которые остались, пережили уголовное преследование и пытаются быть оппозиционерами – те получше, почестнее, но и на них еще долго (можно было бы сказать «всегда», но после смены власти на Украине к таким словам стоит относиться осторожнее – знаем мы, что такое украинское «всегда») останется клеймо, исключающее их полноценное участие в украинской политике. Елена Лукаш – из последних. С ранней молодости в окружении Януковича, на пике карьеры – министр юстиции, потом – почти диссидентка и оппозиционный блогер вроде, наверное, Анатолия Шария. То есть, ссылаясь на нее, не нужно говорить «на Украине доказали» или «на Украине выяснили» – она человек ангажированный и одиозный, тут вопросов нет.

Но, с другой стороны, ничего ведь особенного она и не выяснила, просто села и изучила список «небесной сотни» – главной, наверное, святыни постмайданной Украины. Никакого срыва покровов, никаких секретных досье – все публично и официально. Один подрался в интернет-кафе и погиб в драке, вроде бы спорили про майдан, поэтому его посчитали; другой умер от сердечного приступа в метро – вероятно, ехал с майдана, поэтому тоже в список; третий реально был на майдане, но попал под машину, за рулем которой тоже был майдановец – посчитали; еще один умер от пневмонии, но мог надышаться дымом горящих покрышек – в списке; самый хит, с которым Лукаш отдельно выступает по телевидению – умственно отсталая девушка со Львовщины, которая (болея, между прочим, гепатитом) готовила на майдане еду, порезалась консервной банкой, получила заражение крови, а еще у нее была аллергия на лидокаин, укололи и умерла.

Тут стоит учесть, что «небесная сотня» священна не только в сакральном измерении, но и в бюрократическом. Список канонизирован официально, все члены «сотни» награждены посмертно советской (с сине-желтой колодкой) звездой Героя, их семьи получают специальные геройские пенсии, на школах, где они учились, и на домах, где они жили, висят мемориальные доски. И при этом – да, у одного драка в кафе, у другого пневмония, у третьей аллергия на лидокаин, и нужно, наверное, какое-то усилие, чтобы поклоняться таким, в общем, неоднозначным героям. Наверное, на пике военно-патриотического угара украинское общество было готово к такому усилию, сейчас у них новые времена, и, наверное, поэтому Лукаш и активизировалась – но нет, не пугайтесь, перед вами не антиукраинская агитка, потому что, конечно, не в украинцах дело, они-то в этом смысле совершенно обычные советские люди, устроенные примерно так же, как россияне.