Корабль Starliner, разработанный Boeing, запущен в беспилотном режиме к Международной космической станции. Фото: Steve Nesius / Reuters

Корабль Starliner, разработанный Boeing, запущен в беспилотном режиме к Международной космической станции. Фото: Steve Nesius / Reuters

Сегодня с мыса Канаверал (Флорида) стартовала тяжелая ракета Atlas V. Запуск был назначен на 6:36 утра по местному времени, незадолго до рассвета, когда в Москве уже было без малого три часа дня. В течение 15 минут Atlas V доставила на суборбитальную высоту первый космический корабль из серии CST-100 Starliner. Там ракетная капсула должна была запустить свои собственные двигатели и в течение суток вращения вокруг Земли добраться на орбиту к Международной космической станции (МКС).

И хотя корабль предназначен для перевозки в том числе людей, на борту никого нет. Это первый полноценный полет и одновременно последнее самое важное испытание для космического корабля, прежде чем Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) позволит частной аэрокосмической корпорации Boeing, которой принадлежит Starliner, использовать его для доставки на МКС людей.

Если для Starliner это первый полет, то для Atlas V – 81-й. Эта довольно надежная ракета используется с 2000 года и была разработана еще одним участником аэрокосмической и оборонной промышленности – компанией Lockheed Martin. Сейчас ее эксплуатирует United Launch Allaince (ULA), совместное предприятие Lockheed Martin и Boeing. В первой ступени этой ракеты – российский двигатель РД-180, разработанный и выпускаемый «НПО Энергомаш»; вторая ступень выпускается ULA. Лишь однажды, в 2007 году, эта ракета доставила груз – два американских разведывательных спутника – на более низкую орбиту, чем планировалось, но ведомство – непосредственный заказчик осталось довольным.

Boeing является одним из двух подрядчиков NASA, которые должны разработать ракетные капсулы – так называемые космические такси – для доставки астронавтов на орбиту и пройти их сертификацию на безопасность. По сути, Boeing сегодня повторяет то, что другой подрядчик – SpaceX – уже сделал в марте: беспилотный полет и проверку работы систем на протяжении всего маршрута от Земли до МКС и обратно. SpaceX тем временем в январе 2020 года должен запустить на своей ракете Falcon 9 свою же ракетную капсулу, модифицированную для перевозки людей, Crew Dragon, и провести в полете испытание ее систем спасения. Обе компании уже в следующем году должны доставить астронавтов на орбиту с использованием этих систем.