Кинозал IKEA с кроватями вместо кресел в ТЦ «Мега Химки». Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Кинозал IKEA с кроватями вместо кресел в ТЦ «Мега Химки». Фото: Sergei Karpukhin / Reuters

Швеция – один из ведущих иностранных инвесторов России. Ее компании присутствуют в самых разных отраслях российской экономики: от ритейла (IKEA, H&M) до фармацевтики (AstraZeneca). Глава отдела экономики и торговли посольства Швеции в России Бьорн Кавальков-Хальварссон рассказал в интервью «Деньгам», какие сложности испытывают эти компании в стране и в каких отраслях у российско-шведского сотрудничества могут быть большие перспективы.

Когда думаешь о шведских брендах, в первую очередь вспоминаются IKEA и H&M. Можно ли их назвать основными шведскими инвесторами в российскую экономику?

– IKEA – безусловно, да. Это наш самый крупный инвестор в России. Но есть и другие. Например, Volvo – у них свое производство в Калуге, как и у фармкомпании AstraZeneca. Компания SKF (они фактически изобрели современные подшипники) имеет производство в Твери. В Московской области очень много шведских компаний тоже имеют свои инвестиции.

У крупных шведских компаний доля экспорта достаточно большая. Если говорить про их поставки в Россию, то на порядка 20 шведских компаний приходится более половины всего экспорта. Помимо вышеупомянутых, могу еще выделить компанию Essity – это крупный инвестор и торговый партнер для России. Она производит различные гигиенические товары: салфетки, бумагу, продукты под марками Tork, Libresse, Zewa.

В целом, если не учитывать деньги, которые приходят из офшоров, то Швеция является одной из стран-лидеров по прямым иностранным инвестициям в российскую экономику. В десятку мы стабильно входим.

Можно ли выделить определенный период, когда шведские компании начали активно инвестировать в Россию?

– Они постепенно пришли. Некоторые компании достаточно рано, еще до революции, и так никогда и не уходили. Например, компания – производитель телекоммуникационного оборудования Ericsson пришла на российский рынок в конце XIX века.

Тогда Санкт-Петербург был самым быстроразвивающимся городом в Северной Европе. Это было начало промышленной революции в России, здесь очень быстро росла экономика. И поэтому некоторые компании даже рассматривали возможность перенести свой главный офис из Швеции в Санкт-Петербург (например, тот же Ericsson). У компании Scania, производящей грузовики, насколько я знаю, первая экспортная сделка была именно в России.

– После 2014 года шведские компании продолжают инвестировать в Россию, как и раньше?

– Конечно, после 2014 года политические и экономические кризисы уменьшили инвестиционную активность. Несколько лет мы не видели новых компаний. Но, с другой стороны, те, которые здесь находились, за достаточно немногим исключением, продолжили инвестировать и наращивать производство. Например, те же SKF и AstraZeneca.

Но есть и компании, которые пришли в Россию в последние годы.