Александр Лукашенко. Фото: /Lisi Niesner / Reuters

Александр Лукашенко. Фото: /Lisi Niesner / Reuters

«На переговорах Владимира Путина и Александра Лукашенко погас свет», – это самая главная и содержательная новость со встречи глав России и Беларуси, которая прошла 7 декабря. А ведь от диалога ждали многого – чуть ли не решения об объединении стран. Президенты говорили больше пяти часов и, кажется, ни о чем не договорились. «Сегодня был такой напряженный день, на самом деле очень плодотворно поработали по целому ряду направлений: по сельскому хозяйству, по связи, по таможне, по урегулированию нефтяного рынка. Достигли очень серьезного прогресса даже по вопросу нефти и газа. Позиции сторон были очень серьезно сближены», – отделался общими словами, комментируя встречу, министр экономического развития Максим Орешкин. В Минске в этом время несколько тысяч человек протестовали против объединения с Россией

Проверенный рецепт

Российская власть старательно и последовательно подогревает вопрос необходимости слияния двух государств. Например, о том, что на субботней встрече Путин и Лукашенко обсудят дорожные карты союзного государства, объявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. А пару месяцев назад источники в правительстве через Ъ анонсировали создание «конфедеративного государства» к 2022 году. Россиян постоянно подталкивают к мысли – объединение не за горами, оно вот-вот случится. Падают рейтинги «Единой России» и лично Путина, объективных причин для их роста нет: жить становится тяжелее, расходы на социалку урезаются, на пропаганду и силовиков растут. Новости о многотысячных митингах, и не в Москве, а в областных и даже районных городах не редкость, а привычная часть повестки: север волнует строительство полигона для московского мусора на Шиесе, Калмыкию – назначение мэром республиканской столицы выходца из ДНР Дмитрия Трапезникова. Проблемы везде разные, но все чаще россияне находят один выход из них – выход на улицу. Чем сердце протестующих успокоить? Один, вроде бы, безотказный рецепт в Кремле заучили. Присоединение Крыма в 2014 году надолго избавило власти от всех вопросов и претензий граждан – Крым же наш, чего еще вам надо? Большинство граждан с такой постановкой вопроса соглашалось – вернули в родную гавань, наша земля, а трудности мы потерпим, не впервой. Если бы не повышение пенсионного возраста, то, возможно, крымский консенсус сохранялся бы до сих пор.

А тут не регион – целое государство становится нашим. Все, что было до того, обнуляется – мы будем жить теперь по-новому. Не знали, как выглядит прекрасная Россия будущего? Вот так – с братской Белоруссией внутри. Можем повторить Крым, – говорит гражданину Кремль, и повторить явно пытается.