Владимир Путин на благотворительном концерте, 2010 год. Фото: Aleksey Nikolskyi / РИА Новости / Reuters

Владимир Путин на благотворительном концерте, 2010 год. Фото: Aleksey Nikolskyi / РИА Новости / Reuters

Принято считать, что российские менеджеры работают в ситуации постоянного стресса. Природу его никто толком не изучал: то ли обстоятельства таковы, то ли этот стресс – состояние ума, в чем-то даже комфортное его носителю. Но образ вечно утомленного, заверченного и спешащего куда-то горожанина вполне сложился. Декабрь добавляет здесь еще одну неизбежную активность – бизнес-среда погружается в период корпоративов. Корпоративные праздники наслаиваются друг на друга, вызывая алкогольный стресс и белковый шок организма. Но, преодолевая все трудности, в Москве появился целый слой людей, которые мигрируют от одной площадки до другой в радости угара; люди встречают, узнают друг друга, образуют короткие связи, которые вмиг распадаются и собираются в новые цепочки.

Можно войти в хорошем костюме в московский клуб или ресторан; с высокой степенью вероятности там окажется собрание людей примерно в таких же костюмах, часть из них будет со стильной небритостью, а часть – гладко выбрита, одни – худые и высокие, другие – упитанные, солидные и приземистые (разумеется, все это – аллюзии к Гоголю). Они будут прохаживаться с закусками и бокалами; среди них гость, даже если не звал его никто в это собрание, наверняка выхватит цепким взглядом нескольких знакомых, будет принят за своего, ему тоже вручат бокал и тарелку с паштетом, крабом, сыром, раковиной с беззащитной устрицей… Ему вручат также визитные карточки, и он поделится своими, и ровный гул голосов будет изредка вычленять сленг, на котором так легко и свободно общается бизнес-комьюнити, но который совершенно туманен за его пределами.

Понятно, что одно из таких обществ будет отличаться финансовым уклоном, другое – маркетинговым, третье – индустриальным с оттенками региональной правды жизни. Однако среда в целом гомогенна. Если представить, что когда-то в Москве появится большой зал, в который можно будет вместить все корпоративы одного декабрьского дня, аудитория эта легко смешается, и уже через время толком не различишь, кто какой масти вышел и кто какой бренд гордо несет в себе.

Этот период очень важен для менеджерского слоя. При всей разобщенности среды именно сейчас узнают они свою идентичность, узнают себя как класс, как слой общества, обладающий некоторой солидарностью, эстетическим самовыражением и коллективно проявленным вкусом к жизни. Можно сказать, что по всей столице и крупным городам проходит парад менеджмента. Здесь, в конце года, внутри комьюнити подводится итог, дается последняя характеристика места и времени, в котором мы оказались. «Корпоратив» – не банальная новогодняя пьянка работников жилкомхоза. Это – смотр сил, костюмов и банкетных меню.

Если все же попытаться типологизировать корпоративы, то они распадаются на различные форматы.