Александр Петриков специально для «Кашина»
Тот случай, когда новости кино формулировать очень просто: Сергей Лозница снял шедевр, который обязательно нужно всем посмотреть (в российском прокате обещают весной). Но если нужны подробности, то с ними сложнее. Лозница в постсоветском кино – бесспорный лидер вот этой питерджексоновской документалистики, когда берется старая хроника, реставрируется и монтируется так, что как будто снимали сегодня. У него был такой же «Процесс» о деле Промпартии, а повторять один и тот же трюк рискованно – но Лозница повторил и не просчитался, хотя уже по этому поводу есть сомнения, может быть, и просчитался, то есть имел в виду не то, что получилось.
«Государственные похороны» сделаны из нескольких суток парадной кинохроники, предназначенной для фильма «Великое прощание» Сергея Герасимова и Ильи Копалина о похоронах Сталина. Фильм снимали по заказу политбюро, смонтирован он был за месяц, но на экраны так и не вышел, потому что уже весной 1953 года культ Сталина перестал быть актуален, и новые вожди предпочли поскорее забыть о том, как и сами они, и их подданные выглядели в пористом от слез снегу марта 1953-го. Спустя 65 лет километры рабочих материалов Герасимова и Копалина оказались в руках Лозницы, и он сделал из них то же, что и из суда по делу Промпартии – сначала два часа хроники, потом титр, объясняющий, как все было на самом деле, и отменяющий эту хронику. Стоит, очевидно, иметь в виду, что (судя хотя бы по его игровому «Донбассу») Сергей Лозница существует строго в украинском «смысловом поле», и нет никаких оснований думать, что он вкладывал в «Государственные похороны» какой-то более сложный посыл, чем «он их убивал, а они по нему плачут» – в финальном титре написано, что Сталин убил 27 миллионов человек. Но проблема (вероятно) Лозницы и преимущество (колоссальное) фильма в том, что описать эту хронику простым «они плачут» на самом деле нельзя. Они не просто плачут. Они, может быть, даже вообще не плачут, даже если в кадре слезы.