Матвей Павлов-Азанчеев. Фото: wikipedia.org

Матвей Павлов-Азанчеев. Фото: wikipedia.org

Пока музыканты и любители по всему миру играли на испанской шестиструнной гитаре, в России на протяжении XIX и, отчасти, XX века играли на другом инструменте – русской семиструнной гитаре. Среди причин заката «семиструнки» – и мода на шестиструнную, и советская борьба с «мещанством»: русская гитара олицетворяла старый дореволюционный быт.

Главным популяризатором русской гитары был композитор, виртуоз и человек необычайной энергии – Матвей Степанович Павлов-Азанчеев. Вопреки всему, он верил в «светлое будущее “семиструнки”», мечтал «утереть нос шестиструнникам» и немало в этом преуспел.

Однако в 1946 году Павлов-Азанчеев был приговорен к 10 годам лагерей. Его надолго забыли, а русская семиструнная гитара постепенно вышла из обихода.

О незаслуженно забытом инструменте и композиторе рассказываем в самом музыкальном выпуске подкаста «Единица хранения» вместе с гитаристом Олегом Тимофеевым.

Содержание:

00:00 Музыкант Олег Тимофеев о единственной гитаре, которая долгое время была распространена в России

01:16 Репрессированный музыкальный инструмент

02:32 Кратковременное возрождение семиструнной гитары и борьба с «цыганскими проявлениями» при советской власти

03:57 Матвей Степанович Павлов-Азанчеев – главная фигура в истории семиструнной гитары

05:33 Приключения архива Павлова-Азанчеева

08:00 «Поражает, насколько рано Павлов оказался в Московской консерватории».

11:36 Запись Павлова начала ХХ века

12:27 Павлов-Азанчеев vs. Андрес Сеговия: противостояние семиструнной и шестиструнной гитары

13:50 Афиша концерта Павлова-Азанчеева 1927 года

15:10 «А у нас, семиструнников, нет, что ли, Сеговии?»

20:40 Чем отличается шестиструнная гитара от семиструнной

22:05 Соната о Великой Отечественней войне, как прошение о помиловании

24:13 Почему Павлов-Азанчеев не попал на смотр-конкурс игры на музыкальных инструментах в Москве

25:20 Переписка московских гитаристов и попытка организовать помощь от «гитарной семьи»

27:54 Музыкальные письма Павлова-Азанчеева из ГУЛАГа

33:31 «Смешно писать испорченную биографию».

35:33 «Посылаю тебе именинный пирог – менуэт в трех частях»

36:39 Музыкальная ценность произведений Павлова-Азанчеева и его величие как гитариста

38:40 Вальс из балета «Навстречу солнцу» в исполнении Павлова-Азанчеева

40:16 Исполнитель и композитор из поколения титанов

41:42 Недолгая жизнь после освобождения

42:29 Что еще можно найти в архивах о биографии и творчестве Павлова-Азанчеева

Сотрудники Международного Мемориала – Анна Марголис, Вася Старостин, Арен Ванян и Мария Меньшикова. В работе над подкастом участвовали Олег Тимофеев и Александр Агаджанян.