«Компания Amazon стала самой быстрорастущей компанией в истории, достигнув объема продаж с нуля до $100 млрд в рекордно короткие сроки. Как ей это удалось? Все дело в том, что Джефф Безос – мастер риска», – утверждает в своей книге «Письма Безоса. 14 принципов роста бизнеса от Amazon» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») Стив Андерсон, ветеран страхового дела, консультант, блогер, спикер, «футуролог», а еще человек, ни дня не проработавший в Amazon. «Вы можете задаться вопросом: “Если я никогда не работал в Amazon или на эту компанию, насколько я компетентен, чтобы писать о ней?”, – упреждает он естественный скепсис читателя. – Что ж, порой внешний наблюдатель может нестандартно оценить предмет, на что не всегда способен инсайдер, и я предлагаю посмотреть на рост Amazon совершенно по-новому – через призму риска». Автор, проанализировавший публичные выступления своего героя, но прежде всего письма акционерам, написанные Безосом за 21 год, считает, что тайны поразительного успеха богатейшего человека планеты «скрыты у всех на виду». И одна из таких вещей – отношение предпринимателя к собственным провалам.

Безос родился в 1964 г., на заре освоения космоса. Он с детства мечтал строить ракеты и в своей прощальной речи на школьном выпускном вечере говорил о космических путешествиях и освоении космического пространства. Когда Безос был ребенком, в программе «Аполлон» Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) произошли два ключевых события, которые как нельзя более наглядно продемонстрировали концепцию «успешного провала». Я считаю, что эти события гораздо лучше объясняют присущее Безосу отношение к риску, чем все прочие обнаруженные мной причины.

Итак, с начала 1960-х гг. молодое аэрокосмическое агентство НАСА интенсивно работало над программами пилотируемых космических полетов «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон», конечной целью которых была высадка людей на Луне и их благополучное возвращение на Землю. Однако первая миссия «Аполлон-1» обернулась душераздирающей трагедией.

27 января 1967 г. во время предполетного тестирования на мысе Канаверал на корабле начался пожар. Огонь быстро охватил командный отсек, в результате чего погибли все три члена экипажа – командир Вирджил Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи. Чтобы определить причины случившегося, сразу после пожара НАСА создало Комиссию по расследованию аварии. Было установлено, что пожар возник из-за короткого замыкания, а быстрому распространению огня способствовали легковоспламеняемые материалы и атмосфера внутри командного отсека, состоявшая из чистого кислорода. Кроме того, особенности конструкции люка не позволяли быстро открыть его изнутри. Наконец, сыграло роль и то, что предполетное тестирование не считалось «опасным», поскольку ракета не заправлялась топливом, поэтому полигон не был подготовлен к чрезвычайным ситуациям такого рода. Как показало расследование, космонавты погибли от удушья, когда капсула заполнилась токсичными газами и дымом.