Илья Макарычев. Плакат 1929 года / Wikimedia Commons

Илья Макарычев. Плакат 1929 года / Wikimedia Commons

Когда говорят о сторонниках социализма и коммунизма, то есть посткапиталистического общества, прежде всего в голову приходит опыт коммунистов в странах «реального социализма». И начинается бесконечный спор о том, хорош или плох был этот путь для той или иной «социалистической» страны. Но с точки зрения социалистов и коммунистов XIX века, когда были сформулированы основы этих учений, в мире в ХХ веке не было ни одной страны, в которой возникло социалистическое общество. Дело в том, что социализм и коммунизм предполагают общество без разделения на трудящиеся, управляемые и господствующие, управляющие социальные группы (наиболее важные из них называются классами). Как писал П. Лавров, «Боевой клич рабочего социализма заключается, как известно, в двух формулах:

Прекращение эксплуатации человека человеком.

Прекращение управления человека человеком.

В последней формуле, конечно, слово “управление” должно быть понято не в смысле добровольного подчинения одной личности, в данном случае, руководству другой, но в смысле принудительной власти одной личности над другою». В XIX веке эти тезисы не вызывали возражений у социалистов и коммунистов.

Очевидно, что в СССР и других «соцстранах» рабочий класс и «колхозное крестьянство» управлялись бюрократией, которая принимала основные решения. А рабочие их выполняли. И даже иногда бунтовали против этих решений, как это было в Новочеркасске в 1962 году, но бунты эти подавлялись. Можно спорить о том, хорошо это или плохо, и может ли быть иначе, но это – не социализм.

Марксизм и антиавторитарный социализм

Надо сказать, что мыслители, создававшие социалистическое учение, знали об угрозе перерождения посткапиталистического проекта в новую форму эксплуататорского общества. Так, ознакомившись с работами К. Маркса и Ф. Энгельса, М. Бакунин писал об отношении Маркса к государству: «По Марксу народ не только не должен его разрушить, напротив, должен укреплять и усилить, и в этом виде передать в полное распоряжение своих благодетелей и учителей – начальников коммунистической партии, словом, г. Марксу и его друзьям, которые начнут освобождать его по-своему. Они сосредоточат бразды правления в сильной руке, потому что невежественный народ требует весьма сильного попечения; создадут единый государственный банк, сосредоточивший все торгово-промышленное, земледельческое и даже научное производства, а массу народа разделят на две армии: промышленную и земледельческую, под непосредственное командою государственных инженеров, которые составят новое привилегированное научно-политическое сословье». Как видим, это довольно точный прогноз по поводу осуществления концепций государственного социализма.