Две школы
В середине IV века до н.э. в Афинах разразился спор, в центре которого стоял вопрос о том, следует ли руководствоваться утилитарными соображениями в вопросах воспитания. Иными словами, можно ли оценить знание с точки зрения его полезности и как быть с «бесполезным» знанием? Разумеется, под «полезностью» при этом ни одна из сторон не имела в виду прикладные навыки вроде умения сделать сход-развал или настроить виртуальный сервер в облаке Amazon. Дело не только в том, что у свободных людей не было финансовой необходимости заниматься за деньги ремеслом. Ремесло, с точки зрения Аристотеля, оказывает такое действие на душу, что та становится «непригодной для применения добродетели», поскольку добродетель предполагает сознательное культивирование душевных качеств. Ремесленник не подходит для управления домом и государством, поскольку такое управление предполагает недоступное ему умение судить о справедливом и несправедливом. Воспитание политической элиты должно строиться на иных основаниях. Но каких?