Юваль Ной Харари на экономическом форуме в Давосе. Фото: Denis Balibouse / Reuters

Юваль Ной Харари на экономическом форуме в Давосе. Фото: Denis Balibouse / Reuters

Всемирный экономический форум в швейцарском Давосе, проходивший с 21 по 24 января, посетили около 5 тысяч чиновников, бизнесменов и общественных деятелей из 117 стран мира. Среди его участников — и президент США, и Грета Тунберг. Это не случайно: по словам основателя форума Клауса Шваба, именно экологическая тема превалирует в повестке ВЭФ. Эту же тему — хотя и с технологическим уклоном — поднял в своей блестящей и эмоциональной речи популярный израильский историк и футуролог Юваль Ной Харари.

По мере того, как мы вступаем в третье десятилетие XXI века, перед нами встает еще больше вопросов и проблем. Сложно даже осознать, на каких из них стоит сфокусироваться в первую очередь. Я бы предложил сосредоточиться на трех проблемах, которые представляют экзистенциальную угрозу для человечества. Это ядерная война, экологическая катастрофа и технологический крах. С первыми двумя мы более-менее знакомы, поэтому подробнее остановлюсь на третьей.

Здесь, в Давосе, мы часто говорим о многообещающих технологиях, но они также могут разрушить человеческое общество и подорвать существование жизни на планете — причем разными способами: от создания класса «бесполезных людей» до установления информационного колониализма и цифровых диктатур.

Бесполезные люди

Автоматизация скоро лишит миллионы людей работы, сделав их бесполезными. Пока что непонятно, насколько быстро они смогут получить новые навыки, чтобы быть востребованными на рынке труда. И людям придется переизобретать себя не единожды, а постоянно — чтобы оставаться на плаву. ИИ-революция будет не единичным крупным явлением, после которого рынок труда сможет восстановиться, — это будет целый каскад все более и более крупных проблем. Если раньше люди сражались против эксплуатации, то теперь им придется бороться со своей невостребованностью — а быть нерелевантным на рынке труда куда хуже, чем быть эксплуатируемым.

Те, кто в этой битве проиграет, и составят новый класс «бесполезных людей» — не с точки зрения их друзей и близких, а с точки зрения экономической и политической системы. Разрыв между этим классом и наращивающей мощь элитой будет увеличиваться. ИИ-революция создаст беспрецедентное неравенство не только между классами, но и между странами.