В середине января был обнародован проект постановления правительства России, позволяющий автовладельцам резервировать «красивые» номера для автомобилей, и даже был опубликован предлагаемый Минэкономразвития прейскурант, который регионы смогут корректировать, устанавливая повышающие коэффициенты (до 10). Региональные власти получат возможность взимать свой фиксированный тариф либо выставить номер государственной регистрации на аукцион. «Красивые» номера можно будет приобрести, уплатив госпошлину, уже с 1 января следующего года. Но чтобы приступить к продажам, каждому региону нужно разработать свои правила проведения аукционов.
Как это делается в Америке и Китае
В таких странах, как США и Канада, местные власти поставили продажу особенных автомобильных номерных знаков на поток, делая ставку на относительную доступность, большое число покупок таких номеров и максимизацию регулярных доходов. В этих странах все номерные знаки можно условно разделить на три категории: персонализированные vanity plates (назовем их «таблички тщеславия»), специальные и стандартные.
Первые – это индивидуальные номерные знаки: в большинстве штатов, уплатив относительно небольшую пошлину, можно выбрать свой набор букв и цифр для номера. При этом есть ограничения на минимальное или максимальное число символов (часто это от четырех до восьми), а местные органы отказывают в регистрации неприличных или оскорбительных фраз.
Помимо этого, в каждом штате есть специальные серии номерных знаков, выпуск которых предлагают разные общественные группы – от ассоциаций студентов и выпускников разных университетов до политических групп, поддерживающих ту или иную идею: будь то защита окружающей среды или поддержка научных исследований для борьбы с раком. В этом случае часть выручки штата от пошлин за номерные знаки идет на эти частные цели: общественным организациям и благотворительным фондам. При этом правительства штатов по закону должны предоставить возможность выпустить свою специализированную серию любой группе граждан. В отдельных штатах число специальных серий исчисляется сотнями.
Вокруг права американцев зарегистрировать любой автомобильный номер ведутся даже конституционные споры, вплоть до Верховного суда. С одной стороны, номер себе выбирают частные лица, что делает их формой личного высказывания, и поэтому номер получает защиту законодательства о свободе речи, в том числе первой поправки к Конституции США. С другой стороны, автомобильный номер выдают государственные органы. В некоторых случаях, разрешая выпуск одних специальных серий и ограничивая выпуск других, они тем самым допускают дискриминацию граждан в зависимости от политических взглядов либо заставляют их выражать слоганом на знаке точку зрения, которой они не придерживаются, что, в общем, тоже неконституционно.
Специализированные номерные серии иногда приносят убытки штатам, если серии не пользуются популярностью. Поэтому в отдельных юрисдикциях начали устанавливать минимальное число предварительных заказов на номерные знаки из серии, прежде чем она может быть одобрена. Но в целом продажа одной специальной серии может ежегодно приносить миллионы долларов в региональные бюджеты и учредителям серий, например на студенческие гранты для оплаты учебы, национальным паркам или ветеранским организациям.
Если стоимость стандартного номера регистрации автомобиля в США составляет от 8 до нескольких десятков долларов, то дополнительные расходы на специальную серию и персонализацию заметно выше, но все же крайне редко превышают $150 (менее 9,5 тысяч рублей). Лишь некоторые юрисдикции, например Техас, проводят аукционы: в результате стоимость госномера в этом штате может достигать без малого $800 (чуть более 50 тысяч рублей).