unsplash.com

Российский производитель стройматериалов «Технониколь», ставший одним из крупнейших в мире на своем рынке, решил поделиться впечатлениями о ведении бизнеса в ЕС. Книгу «Поход в Европу, или Новые горизонты» (выходит в издательстве «Альпина Паблишер») ее авторы Сергей Колесников, сооснователь компании и долларовый миллиардер, и консультант Игорь Альтшулер называют «многоголосой», имея в виду, что о европейской экспансии в ней рассказывают управленцы, непосредственно вовлеченные в процесс. При этом читателю обещано, что при создании книги никто не пытался «переписать историю набело и замести под ковер накопившиеся проблемы». Поверим на слово.

Когда только начинали, мы испытывали большой пиетет перед Европой, привитый россиянам, вероятно, еще со времен Петра I. Поработав поплотнее, убедились, что устроены многие европейские предприятия далеко не идеально.

Есть у них и проблемы, которых у нас нет, – например, с трудовым законодательством. Чтобы понять, что у нас хорошее трудовое законодательство, надо было поработать с немцами и итальянцами (все познается в сравнении!). Про французов мы уж не говорим. Пожалуй, только в Англии нормальное (то есть близкое к привычному российскому) трудовое законодательство.

Неприятно удивила стоимость рабочей силы в Европе (в разы больше, чем у нас), и тут наши наработки по автоматизации, использованию механических систем оказались очень кстати. Мы, конечно, знали, что производительность труда у нас как минимум раза в три выше среднероссийской, и гордились этим.

Но оказалось, что и на европейском уровне мы по этому показателю смотримся достойно: производительность труда у нас в два раза выше, чем у многих европейских предприятий. Наши подходы для Европы оказались просто неоценимыми, хотя в начале пути, много лет назад, мы об этом и не задумывались. Cейчас подтягиваем наши европейские предприятия к своим среднероссийским показателям.

Из позитивного – в Европе у нас не было ни одной негативной истории, связанной с контролирующими и проверяющими организациями. В России на предпринимателей почему-то смотрят как на корову, которую надо доить или резать (других вариантов не предлагается). Да и разговаривают чиновники с предпринимателями зачастую грубо, чуть ли не по-хамски. В Европе ничего такого нет и в помине: отношение уважительное, никто тебя с лету ни в чем не обвиняет, не пытается оштрафовать.

Что нас еще искренне удивило: на реконструкцию предприятия по производству стекловаты в Шотландии мы быстро получили субсидии, грант правительства Шотландии. В Германии тоже были встречи с местными властями: отношение у них позитивное, но материально оно пока ничем не было подкреплено. В Италии контактов с властями практически не было.

Структура потребления в Европе отличается от нашей. Там, например, имеют силу закупочные кооперативы. Тогда как российское законодательство объединение маленьких компаний для совместной закупки считает картелем покупателей – а это уголовная статья. Во многих странах, в том числе в странах ЕС, закупочные кооперативы – важная часть экономики (при соблюдении определенных условий: к примеру, получаемая кооперативом скидка должна транслироваться покупателям, кооперативы не должны занимать более 15 процентов рынка), а у нас это считается преступлением и приводит к конфискации имущества и тюремным срокам.

Вообще складывается впечатление, что наши органы государственной власти быстро, эффективно и успешно копируют на Западе и на Востоке только то, что связано с возможностью «наказать, конфисковать, оштрафовать, посадить». Все остальное, особенно то, что связано с расширением прав и возможностей предпринимателей, не копируется в принципе.