Ни одна из поправок, предложенных в Конституцию РФ, не вызвала столько пересудов и обсуждений, как инициатива патриарха Кирилла ввести в Основной закон упоминание о Боге. «Если в гимне может быть “Богом хранимая родная земля”, почему об этом не может быть сказано в нашей Конституции?» – мотивировал глава РПЦ.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отреагировал, как водится, уклончиво: «Высказываются разные точки зрения, формулируются разные предложения, в том числе и это предложение будет обсуждаться». Либеральная общественность, опять же по традиции, встретила идею в штыки и постаралась ее осмеять. В теологический диспут вступили депутаты: «Бог, если он есть в душе, то он есть, независимо от того, будет ли он прописан в тексте закона или нет», – заявил председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

В пользу инициативы можно привести немало аргументов – действительно, и в гимне у нас Бог присутствует, и во многих мировых конституциях он есть, от Бразилии и Канады до Ирландии, Польши и Германии. Отчего бы и нам не последовать их примеру? В Ирландии даже не только в преамбуле упоминаются Иисус Христос и Пресвятая Троица – в разделе «Всеобщие права» одна из статей провозглашает, что перед именем Всемогущего Бога «должно благоговеть», уважать и почитать религию. И нет, это не мешает в следующем же пункте гарантировать равенство всех конфессий (и даже легализовывать однополые браки).

В определенном смысле идею патриарха можно вообще понять как оппозиционную – такую реакцию на обсуждавшееся неделей раньше предложение переименовать должность Владимира Путина в «верховного правителя». На доступном ему языке предстоятель РПЦ как бы предлагает главе государства не забываться – над ним, кем бы он ни был и как бы ни назывался, есть еще кое-кто; раз уж президент ни во что не ставит ни парламент, ни общественные институты, так, может, хоть Бога побоится (и если идея не пройдет, то скорее именно по этой причине).

Слабой здесь выглядит не сама идея, а аргументация и механизм ее артикулирования. Религия, наверное, материя слишком сложная для того, чтобы обосновывать ее примитивным копированием «как в гимне» или «как у других».