Рождение республики: фрагмент картины Гэвина Хэмилтона "Смерть Лукреции" (1767). Согласно римскому преданию, самоубийство матроны Лукреции, обесчещенной сыном царя, привело к свержению монархии и установлению республиканского правления

Рождение республики: фрагмент картины Гэвина Хэмилтона "Смерть Лукреции" (1767). Согласно римскому преданию, самоубийство матроны Лукреции, обесчещенной сыном царя, привело к свержению монархии и установлению республиканского правления

Мы привыкли думать о республике как о типе правления, который противоположен авторитарно-монархическому. Это неоправданное сужение понятия, доказывает в своей новой книге Олег Хархордин, профессор факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге и директор Центра Res Publica. Небольшой томик «Республика, или Дело публики» стал десятым в серии «Азбука понятий», которую выпускает издательство ЕУ СПб.

Книга состоит из трех глав. В первой Хархордин дает впечатляющую историю республиканской мысли от Перикла до Ханны Арендт. Буквально слова res publica означают «вещь (дело, достояние) публики (народа)», а народ есть соединение равных друг другу людей, связанных между собой согласием по важным общественным вопросам.

В античном понимании республика – это любое государство, где правят не по прихоти, а по закону. Поэтому, например, греческий историк Полибий (II в. до. н. э.) относит к «благой форме» республики и монархию (правит один), и аристократию (правят немногие и лучшие), и политию (правят все), а к ущербным формам – тиранию, олигархию и демократию-охлократию.