Процесс по делу «Сети» завершился оглушительными приговорами: 18 лет колонии получил Дмитрий Пчелинцев, 16 лет – Илья Шакурский, 14 лет – Андрей Чернов, 13 лет – Максим Иванкин, 10 лет – Михаил Кульков, 9 лет – Василий Куксов, 6 лет – Арман Сагынбаев. Кому строгий режим, кому общий, но всем им от 25 до 31 года; на свободу будут выходить уже в другой стране, в другой период жизни.

«Сеть», по версии следствия, это сообщество, готовившее теракты и чуть ли не вооруженный захват власти. Следователи аккуратно подшили в дело все – занятия страйкболом, банку с порохом, наркотики, труды Маркса и Энгельса, – вот и получилась паутина, из которой не вылезти. Как утверждают адвокаты и сами осужденные, все значимые вещдоки – оружие, те же наркотики – были подброшены, файлы в изъятых компьютерах кем-то изменялись уже постфактум после ареста, показания выбивались под пытками. Про это очень много и подробно писали, об этом говорили на суде, но все без толку – суд назначил столько, сколько просило обвинение.

Описания мытарств каждого из задержанных красноречивы без пояснений. Избиения, электрошок, шантаж, «пресс-хаты» – вот так все и признались, кто же не признается; а то, что потом от своих слов отказались как от полученных под пытками, так это уже суд сам решает, какое слово дороже, первое или второе. Как сказал Дмитрий Песков, Владимир Путин неоднократно поручал разобраться с обстоятельствами дела. Ну вот, значит, так и разобрались.

Очевидно, что фигурантов хотели посадить, и посадили. Если государство решает кого-то посадить, оно и сажает, никакие нестыковки в обвинении здесь роли вообще не играют. Но главный вопрос, который не отпускает при чтении всех этих описаний, – зачем это все?