При исполнении: Франц Шмидт совершает публичную казнь (рисунок с натуры на полях судебного протокола, 1591)

При исполнении: Франц Шмидт совершает публичную казнь (рисунок с натуры на полях судебного протокола, 1591)

Wikimedia Commons

Книга американского историка Джоэла Харрингтона «Праведный палач. Жизнь, смерть, честь и позор в XVI веке» (выходит в конце февраля в издательстве Альпина нон-фикшн) рассказывает историю Франца Шмидта, «майстера Франца» (ок. 1550–1634) – нюренбергского палача, который за свою профессиональную карьеру лишил жизни 394 человека и еще несколько сотен подверг пытке или изувечил. Точностью цифр мы обязаны самому майстеру Францу, который на протяжении долгих лет работы вел дневник, в котором фиксировал все эпизоды своей профессиональной деятельности. Этот дневник и лег в основу исследования Харрингтона.

Книга разрушает стандартное представление о средневековом палаче как садисте, безнаказанно реализующем свои зверские инстинкты в рамках примитивной системы правосудия. Майстер Франц – человек высоких моральных принципов, богобоязненный и, можно сказать, даже добрый (кстати, «жестокость», как ни странно, входила в число причин, по которым городской палач мог лишиться своей должности и даже подвергнуться суровому наказанию).

Франц Шмидт тяжело переживает свое общественное положение (должность палача считалась позорной, пусть и необходимой), не может примирить свою работу с собственными религиозными убеждениями и мечтает, выйдя на покой, посвятить остаток жизни любимому делу – медицине (палачи, профессионально разбиравшиеся в анатомии, часто по совместительству пользовали больных). Так или иначе, выбор профессии палача (как и почти любой другой) был в XVI веке предопределен происхождением: цеховые правила диктовали, что сын должен унаследовать профессию отца.

С разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Ученик», в котором рассказывается о профессиональной школе, которую прошел майстер Франц.