opera.com

Когда норвежская Opera впервые продала свои акции инвесторам на американском фондовом рынке, ее финансовые показатели внушали умеренный оптимизм. С одной стороны, основной продукт компании – веб-браузер Opera – не мог похвастаться огромной долей рынка. Более того, пользователи не платили ни копейки, устанавливая его на своих компьютерах и телефонах (и не платят до сих пор). С другой – у компании была выручка (почти $129 млн за 2017 год, предшествующий IPO) и неплохая прибыль ($6,06 млн).

Основную выручку норвежской компании приносили отчисления от поисковиков Google и Яндекс, которые по умолчанию предустановлены в браузерах Opera: Яндекс – в России и некоторых других постсоветских странах, Google – во всем остальном мире. К тому же Opera получает рекламные и лицензионные отчисления со ссылок, предустанавливаемых в браузере, например от американского сайта онлайн-аукционов eBay и Booking.com, международной системы онлайн-бронирования отелей. Помимо различных версий браузера для компьютеров и смартфонов, компания поддерживала приложение Opera News, которое также пользовалось достаточной популярностью, чтобы генерировать прибыль.

Акции Opera в июле 2018 года были размещены в США по $12 за штуку. Таким образом, веря в будущее разработчика, инвесторы купили ее бумаги на более чем $115 млн. Однако за полтора с лишним года после IPO глобальная доля Opera среди пользователей серьезно сократилась: если в середине 2018 года она превышала 5%, то к началу текущего уже составляла менее 3%. Заметно уменьшилась валовая маржа, а чистый денежный поток компании в 2019-м сделался отрицательным (минус $12 млн), тогда как годом ранее cash flow был положительным (плюс $32 млн).

Все это, впрочем, могло бы показаться временными финансовыми трудностями Opera, если бы не одно «но». Ее проблемами всерьез заинтересовалась американская инвестиционно-аналитическая компания Hindenburg Research, съевшая собаку на выявлении махинаций, недостоверной отчетности и прочих существенных рисков для инвесторов. Выводя скрытных эмитентов на чистую воду, Hindenburg таким образом пытается заработать на падении стоимости их акций. Опубликовав в середине января результаты финансового расследования, Hindenburg Research открыто заявила в нем о своей короткой позиции по бумагам Opera. Охота началась.