Kremlin.ru

Управление по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США утверждает, что «российский бизнесмен Олег Дерипаска, согласно сообщениям, владел и отмывал деньги президента России Владимира Путина». Кроме того, отмечается, что в сентябре 2017 года Дерипаска отменил IPO принадлежащего ему ГАЗа, «чтобы покрыть отмывание денег президента через корпорацию». На основании этого Минфин США не собирается отменять персональные санкции в отношении предпринимателя. В пятницу об этом написала британская Financial Times, ссылаясь на текст письма, адресованного OFAC адвокатам миллиардера. Среди фактов, изложенных в письме, приводятся, в частности, следующие:

  • «В последние месяцы 2004 года Дерипаска, как сообщалось, действовал по устному указанию президента Владимира Путина в ходе двусторонней встречи на высоком уровне между представителями России и Киргизии» («[На фоне обсуждения несостоявшегося проекта UC Rusal в Киргизии] до какого-то удачливого американского дипломата дошли слухи… и они передали это [по дипломатическим каналам]. Если бы кто-то пришел с этим в лондонский суд, судья бы просто сказал им: “Пожалуйста, исчезните”», – заявил FT сам Дерипаска);
  • «В июле 2011 года или ранее бизнес-деятельность Дерипаски, согласно сообщениям, была использована, по меньшей мере в одном случае, как прикрытие, чтобы облегчить перевод денежных средств, предназначенных лично тогдашнему премьер-министру Владимиру Путину»;
  • «По состоянию на конец января 2012 года тогдашний премьер-министр Владимир Путин, согласно сообщениям, вынудил российского олигарха инвестировать в проекты, связанные с Олимпиадой 2014 года в Сочи: это включало в себя $800 млн, вложенные Дерипаской»;
  • «По состоянию на конец января 2018 года, как сообщалось, Дерипаска финансировал проекты по требованию Владимира Путина и высокопоставленных российских чиновников».

Олег Дерипаска. Фото: Максим Блинов 

Независимо от достоверности источников, обоснованности заявлений и комментариев упомянутых лиц и их представителей – а они неизменны (Дерипаска: «Догадки, слухи и болтовня», пресс-секретарь президента Песков: «Это неправда. Вот и все») – очевидно, что тема российской клептократии, персонального богатства президента, которое еще в 2000-х оценивалось ЦРУ в десятки миллиардов долларов, да и просто его вовлеченности в сомнительные финансовые схемы – не спешит уходить из повестки американо-российских отношений. А это значит, что любые международные проекты с участием близких к Кремлю бизнесменов как были, так и будут находиться в зоне высокого риска. И одно это постоянство должно наполнять сердце главы государства спокойствием и уверенностью: санкции надолго, курс на автаркию продолжится, а проекты посткрымской суверенизации – включая, разумеется, суверенизацию элит – и впредь будут противостоять тлетворному либерализму Запада.

И, видимо, именно с этих позиций следует оценивать треволнения Владимира Путина, о которых тот поведал на последнем инвестиционном форуме «Россия зовет!»:

«Вы знаете, я вам скажу честно и уже могу сказать откровенно, публично. После того как первые шаги в этом санкционном списке были сделаны, определенная тревога у меня была».

Но тревожится уже, похоже, не о чем. Ведь и на западном фронте со всеми его ограничениями, угрозами и компроматом для России так или иначе наступила стабильность. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госконтроль. «Центральные банки не такие, как другие»