На прошлой неделе окружной военный суд в Пензе огласил приговоры фигурантам дела «Сети» – на основании выбитых под пытками показаний (от которых фигуранты дела отказались в зале суда) молодым людям дали от 6 до 18 лет колонии строгого режима, фактически за увлечение страйкболом и анархизмом.

Как это обычно бывает, когда необходимо обосновать неправомочное решение суда и полицейскую жестокость, некоторые политические комментаторы апеллировали к западному опыту второй половины ХХ века. Принято считать, что тогда правительства и спецслужбы таких стран, как США или ФРГ демонстрировали меньшую щепетильность по части прав человека, борясь с «домашними террористами» левых или правых взглядов.

Это отчасти верно – вся история Холодной войны пронизана такими эпизодами борьбы с политическим радикализмом, о которых в современных западных обществах не принято рассказывать с гордостью. Но даже в этот период самым опасным «врагам государства» не приходилось сталкиваться с той жесткостью, через которую прошли осужденные не за теракт, но за мыслепреступление пензенские антифашисты. Гораздо более уместной исторической аналогией дела «Сети» выглядят политические репрессии, с помощью которых в 1970-е годы своих потенциальных оппонентов истребляли ультраправые диктатуры Франко и Пиночета.