government.ru

Руководителя ВЭБа Игоря Шувалова среди прочих качеств отличает своеобразное чувство юмора. В бытность вице-премьером он потешался над покупателями несуразно маленьких квартир. Шутка текущего сезона – поклон от государства бизнесу. Пока страна готовится к голосованию по президентским поправкам к Конституции (для разъяснения их сути гражданам планируется привлечь и обучить 100 тысяч волонтеров, впятеро больше, чем для Всероссийской переписи населения), Шувалов заодно предложил внести в текст Основного закона определение предпринимателей, как людей, шагающих в авангарде общества.

«Люди, осуществляющие предпринимательскую деятельность, – передовой класс тех, кто создает новую Россию», – заявил он на проходившем на неделе пленарном заседании конференции «Пробелы в позитивном праве: доктрина и практика».

Забавным это замечание представляется не само по себе, а, разумеется, лишь в контексте окружающего нас абсурда. Потому что истинно передовой класс в современной России – чиновники, силовики, друзья президента и топ-менеджмент госкомпаний. Классическое предпринимательство в стране последовательно изживается.

На неделе бизнес-омбудсмен Борис Титов заявил, что курс на гуманизацию уголовного преследования предпринимателей, объявленный властями, обернулся еще большим прессингом. В стране за прошлый год было зарегистрировано около 318 тысяч преступлений экономической направленности, или на 37% больше, чем годом ранее. Причем львиная доля всех дел (80%) возбуждена по так называемым резиновым статьям 159–159.6 УК, позволяющим правоохранительным органам квалифицировать любое неисполнение договорных обязательств как злостное мошенничество. Это следует из данных МВД, Следственного комитета, а также Федеральной службы безопасности, реагировать которую на сообщения о нарушениях прав предпринимателей – оперативно и «по делу» – на неделе призвал президент Путин. Тоже известный шутник. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госпозиция. «Нам объективно события подбрасывают те или иные факты»