Советский плакат, 1953 год

Советский плакат, 1953 год

Первый заместитель главы администрации президента Сергей Кириенко объявил о старте конкурса «Лидеры России. Политика». Выступал он на презентации этого проекта перед журналистами, где и сообщил его детали.

Суть его вот в чем: желающие принять участие в выборах в Государственную Думу в 2021 году и не имеющие при этом судимостей (важный нюанс!) смогут зарегистрироваться на специальном сайте, после чего их будут тестировать, по итогам финала отберут 70–80 человек, которых начнут обучать в Высшей школе госуправления РАНХиГС по специальной программе. Наставлять победителей станут 12 светочей отечественной политики, в числе которых Андрей Клишас, Ирина Яровая, Михаил Дегтярев и Павел Крашенинников. Организаторы скромно полагают, что прошедшие обучение люди не останутся невостребованными на будущих выборах – хотя формально им, конечно же, ничего не гарантируют и даже не ставят никаких ограничений для участия в мероприятии оппозиционеров. Впрочем, что-то подсказывает, что даже не имеющие пока никаких судимостей оппозиционеры отборочных тестов не пройдут и к слушанию лекций Валерия Гартунга или Андрея Макарова допущены не будут.

Наши депутаты

Наши депутаты – это лучший пример того, как быстро отсутствие конкурентных выборов и социальных лифтов приводят к деградации и вырождению политической элиты. Вроде избраны они от разных партий, и кто-то даже выборы по одномандатному округу прошел, но говорят все одно и тоже, с одинаковым косноязычием и даже в выражениях лиц есть что-то похожее.

Если задуматься о том, кого они все напоминают, то ответ сам собой приходит в голову: наши избранные депутаты похожи на неизбранных чиновников. Ничего удивительного в этом нет:

депутаты и чиновники в России взаимозаменяемы и легко переходят из одного статуса в другой. И причина этого давно известна: несмотря на регулярно устраиваемые процедуры электорального типа, депутатов в России не столько избирают граждане, сколько назначают вышестоящие чиновники из властной вертикали. Удивительно ли, что выбирают они людей из своего круга? Едва ли эта мысль кому-то покажется особенно свежей, но все-таки она крайне важна для осознания того глубочайшего тупика, в котором оказалось наша политическая система: одни чиновники назначают других чиновников изображать народных избранников, и те без малейших сомнений вещают от имени народа и требуют к себе почтения от народа же – мол, вы нас избрали, вот и извольте теперь нас слушаться и каждую бумажку, за которую мы проголосовали, воспринимать как скрижаль завета. Хуже того, эти сомнительные персонажи еще и ездят на всякие международные мероприятия от нашего имени и там имеют наглость называть коллегами депутатов парламентов других стран.

Впрочем, все чаще случаются конфузы и осечки – согласованные на всех уровнях и вроде бы даже прошедшие выборы депутаты перманентно хамят своим избирателям, ведут себя скандально, а в кризисной ситуации от них вовсе никакого проку: посредники между недовольным гражданами и властью из них не получаются, потому что с людьми они разговаривать и не любят, и не умеют.

Короче говоря, вполне понятно желание президента и его окружения видеть депутатами и вообще политиками совсем других людей– молодых, энергичных, харизматичных, речистых, способных заткнуть за пояс оппозиционеров и собрать в соцсетях больше лайков, чем этот невыносимый Навальный. Но при этом – столь же лояльных и управляемых, как нынешние. Вот только где бы еще таких раздобыть?

Наивные вопросы

Очевидно, желание воспитать харизматичных и любимых народом депутатов сподвигло руководство администрации президента на создание нового проекта, который в самом обозримом будущем предоставит 70–80 политических штыков для использования в качестве региональных и даже федеральных депутатов. Во всяком случае, так было анонсировано на презентации проекта журналистам.

У наивного человека сразу должно возникнуть множество вопросов.