Фото: pixabay.com

Фото: pixabay.com

Последнюю неделю февраля Посольство Китая в России начало с отправки в столичную мэрию необычной для наших с Пекином вроде бы теплых отношений ноты, в которой попросило правительство Москвы: «В целях успокоить общество и не разрывать дружеские отношения народов Китая и России <…> не предпринимать черезмерные меры, чтобы принятые меры действовали в духе договоренностей лидеров наших стран и отвечали достигнутому уровню наших двусторонних отношений».

Речь – о настоящей охоте на китайцев, которую развернула московская мэрия.

Откровенная для дипломатического этикета резкость, а также нарочитая стилистическая и орфографическая небрежность этого послания поначалу навели на мысль, не фейк ли это от злонамеренных сил, стремящихся вбить клин в отношения между стратегическими партнерами и чуть ли не братскими уже народами. Но нет, ни в офисе Сергея Собянина, ни на улице Дружбы, где находится китайское посольство, эту новость опровергать не стали.

А это означает, что «первое серьезное предупреждение» Пекина Москве – причем не столько собянинской, сколько путинской – до адресатов дошло. И суть этого месседжа такова: лиц китайской национальности, причем не только граждан КНР (а Пекин несет миссию защиты ханьцев во всем мире), не обижать! И отсюда почти открытая угроза: если не прекратите обижать, можете больше не надеяться на дружбу с нами. А чем может обернуться ссора с великим соседом, россияне старшего поколения – включая Владимира Владимировича и Сергея Семеновича – прекрасно понимают. И опасаются. Достаточно вспомнить шутку, появившуюся еще в конце шестидесятых годов прошлого века: «На финско-китайской границе все спокойно».

Акции Поднебесной в России снижаются

Как бы то ни было, Владимир Путин стоит перед весьма непростым выбором. Если вдруг в стране произойдет вспышка коронавируса, то это непременно ударит по его рейтингу. И если не предпринимать жестких мер, фокусируя главное внимание на лицах «китайской национальности», как потенциально наиболее опасных носителях вируса, – тогда это сделают другие. Желающие – от казаков до националистов – наверняка найдутся.

И на это может сработать растущая – не без воздействия коронавируса – настороженность россиян по отношению к Китаю и китайцам. Показательны в этой связи данные недавнего опроса «Левада-центра»: доля испытывающих симпатии к Поднебесной россиян снизилась с 72% в ноябре прошлого года до 65% в конце января. Одновременно резко возросла – до 67% – доля наших сограждан, считающих Запад партнером. 11% опрошенных даже и другом готовы назвать этот самый Запад несмотря на усилия пропаганды. А есть еще и такие цифры: негативно относящихся к Западу россиян теперь насчитывается 16%, «не любящих» Китай – 18%