Все споры теперь – понятно, о чем. И, кстати, мало как-то любви к начальству в этих разговорах. Ну, в тех, по крайней мере, что мне доводилось слышать, хотя это, возможно, специфика круга общения. «Совсем обнулели», – язвят остроумцы. «Вечно что ли этот черт сидеть собрался», – бормочут аналитики в вязаных шапочках на лавочке возле подъезда.
«В московских гостиных только и разговоров», – мог бы, пожалуй, написать я, будь я Маргаритой Симоньян, да еще и разбавить речь заднепроходной шуткой в духе «Международной пилорамы», но я не она, всем нам повезло, так что воздержусь.
Много вопросов задается по поводу происшедшего во вторник в Государственной думе (а лучшие ответы, разумеется, – в журнале «Republic-Власть»). Среди прочих видел я и такой – как мне представляется, не вовсе праздный: «Почему звать Путина на царство отправили Терешкову? Почему все депутаты-мужчины предпочли попрятаться за спину пожилой женщины?»
Да знаю, знаю, что нехорошо о возрасте Валентины Владимировны рассуждать, но в нашем случае это, к сожалению, важно. Дальше поймете
И действительно ведь интересно – почему? Почему не спикер Володин бросился на амбразуру, обеспечивая себе место в истории? Не депутат Крашенинников? Не депутат Хинштейн? Не депутат Легион? Или нет, Легион – это общее для них имя, где-то я про это читал.
Думская мистерия
«Товарищи депутаты! Разрешите от имени миллионов женщин нашей страны выразить глубокую благодарность Коммунистической партии, ее Центральному комитету, Политбюро, лично Вам, дорогой Леонид Ильич, за постоянную заботу о труженицах нашей страны, Ваша забота о советских женщинах нашла яркое выражение в проекте новой Конституции. В канун 60-летия великого Октября, обращаясь к проекту Конституции, мы, советские женщины, не только сознаем свои права, но и ясно видим свои обязанности полноправных членов социалистического общества. С новым энтузиазмом мы будем трудиться во имя процветания нашей великой Родины, активно участвовать в выполнении величественных планов построения коммунистического общества в нашей стране».
Это речь, которую депутат Верховного совета СССР Валентина Николаева-Терешкова произнесла в октябре 1977 года. В марте 2020 года депутат Государственной думы РФ Валентина Терешкова произнесла немного другую речь, а могла бы – ту же, поменяв буквально несколько слов, и никто бы ничего не заметил. Да и если не поменяла бы – тоже, наверное, никто ничего не заметил.
Мои знакомцы, вхожие в разнообразные советы нечестивых, утверждают, что Путин импровизировал. Что решение выбрать самую грубую из возможных схем сохранения власти созрело у него в последние дни, и причина – как в собственных геополитических успехах (нервно немного наблюдать за войной надежнейшего стратегического партнера России Эрдогана с вернейшим союзником России Асадом), так и в экономических достижениях ближайших друзей (ловко все-таки Сечин отправил рубль в кому). Про то же пишет и прибалтийское издание «Медуза», специализирующееся на публикации непроверенных слухов.
Но и нескольких дней хватило, чтобы срежиссировать целый спектакль. Путин без опоздания примчался в Думу обсуждать депутатские идеи, а если слова «Путин» и «без опоздания» стоят рядом, то это верный знак, что к мероприятию готовились, и, возможно, даже репетировали. У Путина совершенно случайно оказалась с собой заранее заготовленная речь с ответом на внезапное предложение Терешковой. Ну, и так далее.
Главный герой в этой мистерии, повествующей о явлении царя рыдающему народу, – конечно, сам Путин. Но и актриса для произнесения монолога, задающего завязку драмы, выбрана, разумеется, не случайно.