Совещание по наиболее актуальным международным проблемам. Внуково, 1 марта. Фото: Kremlin.ru

Совещание по наиболее актуальным международным проблемам. Внуково, 1 марта. Фото: Kremlin.ru

В понедельник правительство России объявило новые меры по борьбе с коронавирусом. Они выглядят вполне разумными, но будут ли достаточными? РБК накануне писал, что обсуждается в том числе распространение на всю страну режима повышенной готовности, уже введенного во многих регионах. До последнего времени российские власти не очень оперативно реагировали на пандемию коронавируса.

Инкубационный период

В то время как в других странах вводились разного уровня жесткости карантины, лидеры выступали с заявлениями о серьезности ситуации или о необходимости действовать сообща, в России все было спокойно.

Президент Путин провел совещание о коронавирусе еще 29 января – с вице-премьером Голиковой, министром здравоохранения Мурашко и главой Роспотребнадзора Поповой. Подчиненные заверили его, что российские тест-системы «очень эффективные», их хватит на всю страну, на границе «плотный контроль». В правительстве был создан оперативный штаб, который затем время от времени вводил пограничные и транспортные ограничения в сообщении со странами, где распространился вирус, но не полные – какие-то страны не попадали в запрет, куда-то «Аэрофлот» продолжал летать, и т.п. Также регионам давались рекомендации по поводу того, какие меры можно вводить, что делать с лекарствами, масками и т.д.

Регионы стали вводить у себя ограничения. Как правило, это меры контроля на пунктах въезда в страну, призывы к тем, кто въехал из определенного списка стран, самоизолироваться на 14 дней, а если въехал с симптомами – обратиться к врачу. Чуть позже стали вводить ограничения массовых мероприятий – но непонятно, как ограничение пятью тысячами человек может помочь в борьбе с вирусом – ведь эти пять тысяч под угрозой заражения? А потом они пойдут по домам.

Информирование населения было осторожным: все-таки у нас «все под контролем», «надо избежать паники», да и практически нет заболевших (выявлено 63 человека на 15 марта, из них выздоровели 3).

Вот, например, 14 марта Роспотребнадзор выпустил пресс-релиз о сходствах и различиях вирусов COVID-19 и гриппа. Релиз основан на информации Всемирной организации здравоохранения, опубликованной 7 марта. Всего неделя понадобилась, чтобы перевести. Роспотребнадзор – «ответственный» за эпидемии и информационно сопровождает нынешнюю с самого начала, с 1 января 2020 года. Но статистика на сайте публикуется в вордовских файлах (и Россия там – строка в табличке) в одном разделе, наглядные рекомендации населению – в другом.

Минздрав запустил на сайте специальный раздел, посвященный коронавирусу, лишь 13 марта, данные обновляются примерно раз в сутки. На сайте МЧС про коронавирус нет ничего. Совет безопасности на трех оперативных совещаниях обсуждал проблему коронавируса – никаких подробностей мы не знаем. Президент упоминал коронавирус скорее как «чужую» напасть, которая может повлиять на экономику. Любопытно в этом смысле совещание «об актуальных международных проблемах» 1 марта в аэропорту Внуково, где тема коронавируса обсуждалась с нефтяниками.

Пресс-секретарь президента говорил, что для защиты Путина от коронавируса делается все необходимое. А для защиты граждан? Тут возникали сомнения.