Михаил Ходорковский. Фото: wikipedia.org

Михаил Ходорковский. Фото: wikipedia.org

На фоне ошеломляющего кульбита Владимира Путина, который неожиданно приехал в Госдуму, а там – «бух в котел» и обнулился, так что теперь может царствовать вечно, или, как минимум, пожизненно, почти совсем незамеченной осталась опубликованная Михаилом Ходорковским большая статья под загадочным названием «Новая Россия, или Гардарика».

Помнится, в 2003 году, находясь в СИЗО, он написал тоже немаленькую статью «Левый поворот», которая ощутимо всколыхнула гражданское общество и сделала из ее автора главного политзаключенного и символ борьбы с Путиным и путинизмом. Видимо, «Новая Россия, или Гардарика», по замыслу Ходорковского, должна была произвести такой же эффект. Но то ли момент оказался неудачным, то ли его личный кредит доверия истощился, то ли гражданское общество так сильно лихорадит от несменяемого Путина, наступающего коронавируса и волатильного рубля, что оно не реагирует на более слабые раздражители. Новый опус Ходорковского не только не стал сенсацией – общество и вовсе на него почти не среагировало.

А жаль. Произведение это стоит того, чтобы на него обратить внимание. Конечно, оно слишком громоздкое для сегодняшнего читателя. Мы перестали читать толстые книги, и даже длинные статьи нас раздражают. Поэтому 100-страничную брошюру или даже, скорее, книгу Ходорковского мало кто осилит.

С гордостью за свое трудолюбие признаюсь – я осилила. И спешу поделиться с читателями журнала «Власть» мыслями и даже, не убоюсь этого слова, замечаниями, возникшими у меня в процессе этого непростого, но увлекательного чтения.

Побойтесь Бога, Михаил Борисович!

Заглавие «Новая Россия, или Гардарика (Страна городов)» хоть и красиво звучит, но содержит в себе явное противоречие. С «Новой Россией» все понятно, она же «прекрасная Россия будущего». Но «Гардарика»? Этим словом древние скандинавы называли земли древней же Руси, преимущественно ее северной части. (Ну, вы, помните, конечно, Псков, Великий Новгород и прочие свободные города вольных жителей, которые зачем-то насмерть бились с Московией за воссоединение с ней.) Когда возник этот топоним, достоверно неизвестно, но в письменных источниках он появился впервые в исландских сагах в XII веке. Странно Новую Россию связывать с древней Гардарикой. Есть в этом что-то от путинских поправок в Конституцию: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в бога…». Видимо, противоположности, действительно, иногда сходятся, даже если это такие непримиримые антагонисты, как Путин и Ходорковский.

Подзаголовок показался мне еще одиознее: «Десять политических заповедей России XXI века» – просто невозможно не заметить в нем прямую метафору десяти библейских заповедей. Кем же видит себя Михаил Борисович? Моисеем, принесшим скрижали с божественными заповедями людям? Или самим Богом, начертавшим их?

Во Введении он пишет: «Мне есть что предъявить этой власти, есть что вспомнить и есть то, чего не забыть. Но именно поэтому я не хочу говорить о прошлом, а предлагаю подумать о будущем.

Я считаю себя вправе сопоставлять справедливость и милосердие, прощать и отказывать в прощении тем, кто, считаю, заслужил наказание».

Неужели, он и впрямь примеряет на себя роль Бога? Хотя, возможно, не того всемогущего, кто явился Моисею, а того утилитарного, которого Путин внес в Конституцию. И все же так и тянет воскликнуть: «Михаил Борисович, побойтесь Бога!» Тем более что за 10 лет тюремного заключения он из атеиста превратился в верующего христианина.

Ну, а от этого высказывания Ходорковского во Введении меня охватило уныние.