Платформа Charlie в Северном море на шельфовом месторождении Shell

Платформа Charlie в Северном море на шельфовом месторождении Shell

Shell

Масштаб и продолжительность наблюдающегося падения мировых цен на нефть еще далеко не очевидны. А значит, сегодня трудно прогнозировать масштабы сокращения доходов нефтяных компаний, государственного бюджета России и всех участников российской экономики, не говоря уже о ситуации на валютном рынке.

Понятно лишь одно: в отсутствие чуда – будет хуже. И возвращение за стол переговоров с ОПЕК таким чудом, по всей видимости, не станет.

Нефть продолжает дешеветь, и переговоры о продаже апрельских партий нефти проходят для российских экспортеров не самым успешным образом. В результате цены на основной российский экспортный сорт Юралс снижаются быстрее, чем основные индикаторы рынка нефти. При этом в ходе переговоров с потенциальными покупателями Saudi Aramco бьет российских экспортеров в самое больное место, предлагая Арабскую легкую едва ли не всем нефтепереработчикам, использующим на своих предприятиях Юралс.

С локального пика 6 января фьючерс на индикатор цен Брент снизился более чем на 60%, опустившись ниже отметки $27/барр. Значительная часть падения пришлась на 6–9 марта. Тогда Россия и Саудовская Аравия сначала не смогли договориться о дополнительном сокращении предложения на мировом рынке нефти, а затем Саудовская Аравия объявила России ценовую войну за долю рынка, сообщив о резком снижении цен и увеличении предложения. Наиболее заметно были снижены цены на основных рынках сбыта российского сорта Юралс – в Средиземноморье и Северо-Западной Европе.

В результате цена Брент опустилась примерно с $50/барр. (5 марта) ниже отметки $35/барр. (9 марта). В последующие дни рынок продолжил снижение и временные откаты, реагируя на информацию о фактических предложениях нефтепереработчикам со стороны Saudi Aramco, но еще в большей степени – на резкое сокращение спроса на топливо и нефть в связи с пандемией коронавирусного заболевания COVID-19. В середине прошлой недели индикатор цен на нефть Брент опускался ниже $25/барр., а неделя завершилась на отметке чуть ниже $27/барр.

При этом снизилась не только основная котировка Брент, но и трехмесячные спреды на этот индикатор, что отражает ожидаемое участниками рынка снижение цен на нефть и в будущем.

Нефть марки Брент является смесью из нефти, доставляемой на погрузочный терминал Саллом-Во на Шетландских островах по системам нефтепроводов Брент (с месторождений Брент, Корморант, Хаттон, Тистл, Мерчисон, Данлин) и Ниниан (с месторождений Ниниан, Северный Алвин, Магнус). В настоящее время компания Shell завершает добычу и занимается окончательной консервацией месторождения Брент. Но поставки смеси продолжатся без нефти из этого месторождения, равно как и расчеты многочисленных и разнообразных котировок из ценового комплекса Брент.

Этот ценовой комплекс применяется для определения цен примерно на 70% нефти, добываемой в мире. Он включает цены внебиржевого рынка, фьючерсы, контракты на разницу и другие финансовые инструменты. Система расчетов котировки Брент ценовыми агентствами основана на учете стоимости форвардных контрактов на разницу (CFD) на несколько североморских сортов нефти (Брент, Фортиз, Осеберг, Экофиск, Тролл) либо, в качестве плана Б, цен на фьючерсы на лондонской бирже ICE, а также дифференциалов на каждый из этих сортов. Рассчитывается цена каждого сорта, выбирается самый дешевый – его цена и становится котировкой Брент, которая используется в формулах для расчета стоимости отдельных партий нефти самых разных сортов.

Самая часто цитируемая котировка Брент – это фьючерс на котировки одного из ценовых агентств, Platts, с ближайшей датой исполнения из числа обращающихся на бирже ICE. Все эти котировки уже давно не отражают напрямую цену нефти марки Брент. Не существует и смеси нескольких марок, CFD которых используются для определения общей котировки: они не смешиваются при отгрузке со своих терминалов. У каждой из этих марок есть свой дифференциал к общей котировке.

Поэтому если в деловой прессе упоминаются фьючерсы на нефть «марки Брент» или «смеси Брент», с высокой долей вероятности речь идет о бенчмарке – якорной котировке, которая не является ценой конкретной марки нефти.