Фрагмент карикатуры из американского сатирического еженедельника Puck, 1894 год. Термин «фейк-ньюс» был придуман задолго до президента Трампа.

Фрагмент карикатуры из американского сатирического еженедельника Puck, 1894 год. Термин «фейк-ньюс» был придуман задолго до президента Трампа.

Иллюстрация: Library of Congress, wikipedia.org

Название книги Дориана Лински «Министерство правды. Как роман “1984” стал культурным кодом поколений» (только что вышла в издательстве Бомбора) излишне скромничает: на самом деле перед нами не просто история великой антиутопии, но одна из лучших на сегодняшний день биографий Джорджа Оруэлла. Причем написанная, что интересно, не историком литературы, а известнейшим музыкальным критиком, постоянным колумнистом газет Guardian и Observer, обозревателем журнала GQ и прочая и прочая.

Впрочем, Дориан Лински не просто так пишет о музыке: он большой знаток политического искусства и контркультуры XX века, автор отличной книги 33 революции в минуту (подробная история песен протеста), и его музыкальные рецензии и колонки неизменно представляют собой глубокие и остроумные культурологические эссе.

В новой книге Лински тоже особое внимание обращает на контекст, в котором созревали идеи романа «1984» – в частности, на журналистику второй трети прошлого столетия, в которой Оруэлл был одной из самых ярких фигур. В годы, когда над Европой сгущалась тьма тоталитаризма, журналиста Оруэлла особенно интересовали психологические инструменты, с помощью которых Гитлеру и Сталину удавалось манипулировать миллионами людей.

С разрешения издательства мы выбрали для публикации отрывок, речь в котором идет о знаменитой радиопередаче 1938 года, которая наглядно продемонстрировала безграничные возможности фейковых новостей в деле управления общественным мнением.