Коронавирус стал новой звездой экрана. Неожиданно и быстро микроорганизм оказался в центре публичной жизни более сотни стран мира. О нем все говорят, пишут, из-за него не спят ночами. По его желанию меняют свои традиции и привычки. О нем спорят ученые, научные популяризаторы и те, кто никакого отношения к микробиологии не имеет. Ученые в разных странах проводят эксперименты, ищут варианты лечения и профилактики, тестируют многочисленные теории о связи вируса с разными факторами (например, зоной распространения, температурой и влажностью).
В стороне от обсуждения не остались и социальные исследователи. Идеи общественных наук применяются к новой ситуации, в которой оказались человек, общество и маленький организм, выступивший против них. Моральная паника, экономические последствия, биологическая и социальная справедливость, выявление скрытых обычно деталей социальной структуры общества, экологический эффект – это не полный список тем, которые сейчас активно обсуждают онлайн социологи, антропологи, историки, экономисты. Но в своих обсуждениях мы не замечаем самого микроорганизма. Здесь многие могут возразить: «Как же так? Мы только и говорим про него в соцсетях и на кухне». Однако микроб оказывается не главным героем на сцене, а бутафорской поделкой, которую люди рассматривают и обсуждают на сцене. Или фоном, причиной, фактором социальных отношений, как обозначили бы эту роль исследователи, работающие в рамках традиционной социальной теории. Можно ли пересмотреть наше представление о других живых существах, проживающих на планете вместе с нами, включая и микроорганизмы?
Скажите, Олга, если этот вирус COVID-19 есть произведение самого же человека, случайный или вполне сознательный продукт, как к нему относиться? Какая социальная философия сгодится в этом случае?
Верно подмечено, что во времена кризисов на первый план выходит военная терминология. Но иногда полезно изменить угол зрения - у Земли, видимо, есть естественные пределы, и она нам об этом напоминает. Обидно, должно быть, перестать считать себя вершиной мироздания, но пора уже понять, что человечество не способно выжить без учета тех сложных взаимосвязей с другими биологическими видами. У нас с ними - одна среда обитания.
Побеждая вирус, мы не столько и не только уничтожаем его, но и приобретаем иммунитет. Это позволяет нам жить дальше вместе. Автор заставляет нас просто задуматься о неоднозначности мира.
Роберт Кох, обнаружив холерный вибрион, любовался его красотой. Ученые и медики борются с возбудителями болезней, продлевают нашу жизнь, находя лекарства и методы лечения, но мир остается таким, каков он есть. На то и щука в озере, чтобы карась не дремал. Карась, если бы была его воля, щуку бы уничтожил. Но рыбак ловит и того, и другую.
Непонятно тогда, зачем наш организм изгоняет вирус из себя температурой, кашлем, чихом, если ему так с ним хорошо