Сотрудники Роспотребнадзора готовятся к обработке автобуса. Петрозаводск. Фото: Илья Тимин / РИА Новости

Сотрудники Роспотребнадзора готовятся к обработке автобуса. Петрозаводск. Фото: Илья Тимин / РИА Новости

В пятницу глава Карелии Артур Парфенчиков остановил весь общественный транспорт в республике, кроме такси. Росавиация тем временем предлагает серьезно ограничить авиасообщение внутри России, а авиакомпания «Победа» уже решила отменить все рейсы с 1 апреля по 31 мая. Что будет с транспортным сообщением в России в случае дальнейшего развития пандемии коронавируса? Кирилл Янков рассказывает, что нужно сделать, пока не введено чрезвычайное положение и транспорт не встал сам.

До сих пор на некоторых отдаленных станциях за заборами стоят паровозы, снятые с линий еще полвека назад. Стоят они на случай военного конфликта – сети для электровозов легко вывести из строя, а для паровоза нужны только уголь и вода.

Но в наступающей чрезвычайной ситуации паровозы не помогут: для этой беды планы мобилизационной подготовки не составлены. Как, не останавливая весь транспорт в стране, сделать его безопасным – разредить людей в вагонах, автобусах и самолетах, на вокзалах и остановках на расстояние полтора-два метра, критичное для передачи инфекции воздушно-капельным путем?

Небольшое расстояние можно пройти пешком, проехать на велосипеде, наконец, безопасен индивидуальный автомобиль. Но автомобиль есть не у каждого, не всем по карману такси, а дороги не рассчитаны на то, что весь имеющийся автопарк разом поедет.

Что можно и нужно делать сейчас

Итак, автомобиль, с которым долго и с разной степенью успеха борются в крупнейших мегаполисах мира, неожиданно стал безопаснее общественного транспорта, куда в тех же мегаполисах людей загоняют. Проблема в том, что есть города, где общественный транспорт относительно немноголюден, а есть – где он перегружен. Например, метрополитены во французском Лилле или российской Самаре безопасны – даже в пиковые часы толпы в вагонах нет, а вот в Москве или Токио – опасны. Можно закрыть метрополитены, как сделала Украина (причем закрыла и переполненный в Киеве, и немноголюдный в Днепре) – но толпы стали штурмовать наземный транспорт, куда не велено было пускать больше 10 или 20 человек. В итоге в Киеве отменили и наземный транспорт, оставив несколько маршрутов для проезда по спецпропускам, а улицы намертво встали в автомобильных заторах.

При этом создавать очереди на вокзалах, при входе в метро, на остановках наземного транспорта категорически противопоказано – никаких полутора метров между пассажирами в очередях не обеспечить. И нужно учитывать особенность самых массовых видов транспорта – метро и электричек. В Москве в каждый состав метро можно зайти через 32 двери, в электричку – через 22. Теоретически можно поставить у каждой двери дежурного, запуская не больше 30 пассажиров в вагон – но в этом случае недопущенные в ожидании следующего поезда образуют толпу, по которой инфекция будет свободно гулять (наверное, именно поэтому закрыли украинские метрополитены). Задача более сложная – снизить число пассажиров в метро и электричках, не ограничивая физически доступ в вагоны.

Что же реально можно сделать?