Томмазо Мазолино. Милостыня

Томмазо Мазолино. Милостыня

Наступивший кризис застал нашу власть врасплох и чем дальше, тем больше неприятных сюрпризов он ей преподносит. Хуже всего то, что действовать приходится так же, как и в остальном мире, а скучающее (и нищающее!) население имеет возможность сравнивать предпринимаемые отечественным правительством меры с тем, что делают, к примеру, на Западе. А там, помимо прочего, происходит нечто, ломающее все стереотипы и всю логику отношений гражданина и государства в России: в трудное время власть не отнимает у гражданина последнее, призывая затянуть пояс, а раздает деньги – причем во впечатляющих количествах.

Все может простить российский государственник Западу, многое может принять, но только не это. Поразительнее всего, что подобное происходит даже в Казахстане – хоть и не в таких объемах, как в Германии: люди получают деньги от правительства – и напрямую, и в виде помощи пострадавшему бизнесу, в котором они заняты.

В России в это время граждане получают отчеты о том, что какие-то миллиарды куда-то выделены и проведено еще несколько совещаний, на которых решили провести новые совещания. Тема прямых выплат населению вообще не обсуждается сколько-нибудь широко – очевидно, в силу своего неудобства для власти. Пока громко выступил только Собянин, озабоченный тем, что может «треснуть бюджет», и некий бывший депутат-единоросс, сравнивший требования помощи от государства с мародерством. Короче говоря, позиция государственных мужей примерно ясна: даже речь о раздаче денег гражданам не заводить.

Сакральные деньги

Деньги для нашей власти – понятие сакральное. Это ее главная святыня, мера всех мер и смысл существования каждого отдельного взятого чиновника и всего аппарата в целом. Поэтому сама идея раздавать гражданам государственные деньги для российского сановника столь же абсурдна, как призыв раздавать людям с улицы погоны, государственные дачи или лимузины из ведомственных гаражей.

Бюджетные деньги – это эквивалент власти и могущества, а потому обычный человек, тот самый рядовой гражданин, должен получать их редко, с большими церемониями и максимальным унижением. Гражданин должен ощущать, что государство к нему проявило милость и снизошло до него лично – даже если у него были все права получать пенсию или пособие. Что там говорить, если у нас инвалиды должны снова и снова доказывать, что не исцелились, чтоб продолжать получать свои пособия. И на фоне этого всего здоровому человеку просто так взять и выдать денег? Только потому, что он на месяц или два остался без работы и дохода? Не смешите наши «Искандеры»!

Кроме того, весьма желательно, чтобы полученные от государства деньги воспринимались как часть сделки: мол, тебе государство денежку дало, а ты в ответ должен поддержать национального лидера и его партию. Никогда не лишне напомнить получателям денег, что вообще-то у государства длинные руки и хорошая память, так что если кто-то поведет себя неблагодарно, оно найдет множество способов отомстить, чтоб потом он уж точно ничего никогда не получил и еще должен остался. Не то, чтоб это была правда, но многие люди предпочитают не рисковать своими пенсиями, пособиями и зарплатами в бюджетном секторе, и делают то, о чем их просят.

Надо ли говорить, что в условиях экстренной раздачи денег миллионам торжественность момента будет утрачена, а граждане могут посчитать, что ничего в ответ не должны государству, да еще и возмутиться, что выдали так мало. Хуже того, им может понравиться сама эта идея –раскассировать государство.

И ладно бы раздать деньги можно было разово и накануне голосования по Конституции – такой вариант как-то можно понять и, скорее всего, он еще всплывет. Но расщедриться без привязки к голосованиям – это точно не про нашу власть.

Нация подпольных миллионеров

Есть и еще одна причина, по которой российское государство не торопится раскошеливаться.