Войны памяти в дни пандемии: 3 апреля 2020 года мэрия Праги демонтировала памятник советскому маршалу Коневу. Российское посольство выразило «глубокое возмущение». Один из чешских сенаторов  сравнил память о советских исторических деятелях с пандемией коронавируса: “Земля должна быть защищена не только от заражения вирусами, но и от уцелевших бацилл коммунизма”.

Войны памяти в дни пандемии: 3 апреля 2020 года мэрия Праги демонтировала памятник советскому маршалу Коневу. Российское посольство выразило «глубокое возмущение». Один из чешских сенаторов сравнил память о советских исторических деятелях с пандемией коронавируса: “Земля должна быть защищена не только от заражения вирусами, но и от уцелевших бацилл коммунизма”.

Внезапное погружение президента Путина в былинные глубины отечественной истории, повторившее хронологический рекорд десятилетней давности (в 2010 году лучший друг российских историков уже вспоминал печенегов и половцев), лишь на первый взгляд кажется парадоксальным. На самом деле сравнение степных кочевников со смертельной пандемией совершенно логично укладывается в официальный исторический нарратив: любые враги России суть абсолютное Зло, а Россия (воплощенная в Государстве Российском) на протяжении своей истории неизменно сражалась на стороне Добра.

И продолжает сражаться: концепция «исторической безгрешности» во многом определяет официальную политическую риторику. Обращение к прошлому «есть моральный аргумент, свидетельствующий о добродетельности России как внешнеполитического игрока», пишет историк Константин Пахалюк в работе «Использование истории в контексте внешней политики современной России» (входит в коллективную монографию «Политика памяти в современной России и странах Восточной Европы», только что вышедшую в Издательстве Европейского университета в Санкт-Петербурге).

Принципиальное значение имеет именно вопрос признания заслуг в прошлом, указание на которые превращается в презентацию России сегодняшней.

С разрешения издательства публикуем отрывок из главы, речь в котором идет о советских и российских памятниках в странах Европы и причинах «войн памяти», которые время от времени вспыхивают вокруг этих мемориальных мест.